Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.
Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.
Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.
Статья Александра Воробьева, руководителя отдела разработки Учебного Центра SRC (журнал "e-Learning World, №5-6, 2007).
На данный момент многие системы обучения, внедряемые и используемые в компаниях на базе платформ дистанционного обучения (СДО) являются системами без какого-либо живого общения с преподавателем. Несмотря на то, что сами системы СДО или LMS и поддерживают функциональность виртуального общения обучающегося и тьютора, посредством чатов, видеоконференцсвязи, электронной почты и пр., на практике данное общение производится довольно в редких исключениях. Библиотеки электронных курсов крупных компаний насчитывают по несколько сотен наименований, количество пользователей этих курсов может превышать десятки тысяч человек. Все они могут практически одновременно проходить обучение по одному из курсов библиотеки. Ответить на вопросы всех студентов, возникающие в рамках изучения курса, просто физически невозможно.
С древних времен Сократа и Аристотеля известно, что наилучший результат при обучении возможен исключительно в режиме диалога. Наставник задает вопрос, а обучающийся ищет информацию по данному вопросу и пути его решения в справочной информации. Наставник оценивает его ответ, указывает на недочёты, отвечает на возникшие вопросы и так до полного решения проблемы студентом.
Основой учебного процесса в докомпьютерную эпоху был преподаватель, который являлся либо непосредственным источником знаний, либо неким ретранслятором информации, изложенной в учебной литературе.
Появление и активное развитие компьютерных технологий, интерактивного взаимодействия обучающегося с мультимедийной компьютерной обучающей программой в принципе дает возможность проведение обучения без присутствия живого преподавателя рядом со студентом. Мультимедиа и интерактивность современных электронных средств создают прекрасные возможности для реализации режима диалога. В такой системе обучения, где отсутствует живой преподаватель и нет возможности задать вопрос наставнику ни в форуме, ни по электронной почте, ни каким-либо другим доступным способом, необходимо «переложить на плечи» электронного курса следующие элементы учебного процесса:
На данный момент принято полагать, что необходимыми условиями успешного обучения взрослого человека являются: мотивация, актуальность, деятельность, повторение и обратная связь, где обратная связь является ключевым звеном.
Наличие обратной связи и имитация живого общения в электронных курсах остаются очень тонким моментом, требующим детального методического анализа и проработки. Эффективный результат обучения возможен только в том случае, если сценарий электронного курса содержит элементы интерактивного общения студента с курсом и реализован специалистами в области педагогического дизайна совместно с авторами, носителями предметных знаний. Моментальная обратная связь, представляющая пользователю информацию о том, насколько он продвинулся вперед, что было сделано верно, а что нет, на какие моменты стоит обратить особое внимание, является хорошим стимулом к дальнейшему обучению и работе над ошибками Она помогает студенту добиться правильного выполнения своих действий и закрепить полученные знания и навыки.
Ниже перечислены плюсы использования элементов интерактивности и обратной связи в электронных курсах.
Как правило, современный электронный курс представляет собой следующее. Обучающемуся предлагается набор слайдов, где основная информация - практический и теоретический материал, - подаётся в виде иллюстрированного текста, иногда озвученного. Иногда информационная составляющая подаётся в формате видео, но на практике для web-версий дистанционного обучения это применяется довольно редко, в связи с низкой пропускной способностью каналов связи. После изучения порции информации пользователю иногда предлагается выполнить интерактивные упражнения, основанные на реальных ситуациях. Далее чаще всего, необходимо пройти тесты на проверку усвоения знаний.
Рассмотрим возможность внедрения элементов обратной связи на всех этапах учебного процесса в подобном курсе и опишем их преимущества, а также приведём примеры их реализации.
1. Текстовое изложение материала.
Для того чтобы быть эффективным, обучение должно завладеть вниманием, а для того, чтобы завладеть вниманием, оно должно вызывать интерес. Помимо грамотно проработанной и доступно изложенной информации и удачного визуального оформления, порции учебного материала должны содержать адекватное количество интерактивных элементов, побуждающих студента к действию. Такими элементами могут быть гиперссылки на информационные окна с дополнительным текстовым и иллюстративным содержанием. Примерами таких ссылок являются наводящие вопросы, пояснения, важная информация, расшифровки основных терминов курса, либо ссылки на некие документы – приложения и поясняющие иллюстрации. Современные тенденции педагогического дизайна говорят о том, что подобные элементы необходимо внедрять в учебный курс, однако не стоит ими увлекаться, так как текст курса не должен пестрить ссылками, мешающими восприятию основной информации. Материал курса должен быть всегда на одном месте, а не разбросан по различным всплывающим окнам.
Подобные «вживления» в курс способствуют активизации внимания обучающегося, повышают интерес к содержанию курса. Делая процесс изучения более интересным, вы делаете его более эффективным. Если студент не «втянут» в материал, не увлечен его изучением, в действительности он ничего не узнает.
2. Контроль и проверка знаний вопросами закрытого типа.
Как правило, проверка знаний в современных электронных курсах осуществляется с помощью тестирований закрытого вида, с различными типами вариантов ответов (единичный или множественный выбор, расстановка на порядок, перетаскивание и пр.) и предъявлением пользователю по итогам прохождения тестирования набранного балла.
Тестирование – один из наиболее благоприятных, если так можно сказать, элементов учебного процесса для внедрения в него элементов обратной связи. Так как тестирование - это всегда процесс интерактивного взаимодействия пользователя с электронным курсом - здесь возможны следующие основные виды обратной связи:
Отображение правильности введенного ответа. Используется довольно часто. Информирует обучающегося после выбора варианта ответа, верно он ответил или нет.
Отображение верного варианта ответа. Используется как совместно с предыдущим вариантом, так и отдельно от него. Оказывает более эффективное воздействие на усвоение учебного материала студентом, так как даёт ему возможность запомнить правильный вариант ответа на вопрос.
Объяснение правильного ответа. На практике используется, к сожалению, довольно редко, и, если применяется, то обычно совместно с двумя предыдущими вариантами. Обычно представлено в виде развёрнутого описательного комментария, объясняющего правильный ответ, после выбора пользователем варианта ответа. Применение подобных комментариев оказывает хорошее педагогическое воздействие, так как пользователь запоминает не только правильный вариант ответа, но и что самое важное, получает и анализирует объяснение, почему именно данный ответ верен, а остальные - нет.
На рисунке 1 представлен пример реализации вопроса с развёрнутой трактовкой ответа.
Данный пример взят из мультимедийной программы «<ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®. Эффективный менеджмент", разработанной Учебным Центром SRC.
Объяснение каждого выбранного ответа. Является расширенным вариантом предыдущего типа обратной связи при тестировании. Практически не используется, так как требует значительных трудозатрат при составлении тестовых вопросов. В данном варианте даются пояснения к каждому из выбранных вариантов ответов, как к верным, так и к ошибочным. Несомненно, данный вид обратной связи имеет максимально эффективное обучающее воздействие, так как студент, может проанализировать, в чём он ошибся и почему.
Комментарий по итогам прохождения теста. Используется довольно часто. В данном типе обратной связи могут применяться различные варианты представления данных: от таблиц с указанием верных ответов по каждому вопросу, до развёрнутого комментария по каждому варианту ответа. Оптимально, если пользователю также указывается необходимость проработки отдельных, плохо или не очень хорошо усвоенных элементов учебного материала. Если студент хорошо сдал тестирование, то ему предлагается алгоритм дальнейшего обучения.
Как правило, в своих разработках мы выделяем три типа тестирований, для каждого из которых используется свой набор элементов обратной связи, а именно:
Входное тестирование или пре-тест. Используется перед изучением либо всего курса, либо какого-то его крупного раздела в качестве инструмента анализа необходимости обучения. В пре- тесте уместно использовать общие вопросы по предлагаемой теме без расширенной трактовки ответа. Однако, как и во всех других типах тестов, необходимо информировать пользователя о правильности ответа на каждый вопрос и отображать действительно верный вариант ответа. В конце теста уместно дать информацию по набранному баллу и, проведя анализ ответов, направить студента на изучение тех разделов учебного материала, по которым были получены не очень хорошие результаты.
Проверочное тестирование. Используется после предъявления каждой законченной порции учебного материала, например темы или урока. Является не только элементом контроля полученных знаний, но и способом самоконтроля достигнутых результатов, а также инструментом повторного предъявления основных моментов курса. В таком тесте необходимо давать развёрнутый комментарий – трактовку по каждому вопросу.
Итоговое тестирование. Используется для контроля знаний и даётся после изучения всего объёма курса. По ходу теста здесь логично указывать верность ответа, а по окончании теста делать анализ успешности тестирования с рекомендациями к дальнейшему обучению, либо повторению некоторых разделов пройденного материала.
Формы подачи обратной связи при тестировании могут быть совершенно различные: как текстовые, так и содержащие видео- и аудиоматериалы.
3. Интерактивные упражнения, кейсы и симуляции.
Проведение подобных практикумов предлагается пользователю после предъявления небольшой, законченной по смыслу порции теоретического, либо практического учебного материала.
Данный метод обучения изначально построен на принципе обратной связи. Он необходим для отработки практических навыков и обычно основан на имитации реальных ситуаций. Здесь самое обширное поле деятельности по внедрению интерактивных элементов, активного вовлечения пользователя в учебный процесс, погружения его в атмосферу предлагаемой ситуации и построения обучающих диалогов. Обычно, в подобных упражнениях пользователь взаимодействует с предлагаемой системой либо от первого, либо от третьего лица. После бурного роста мультимедиа, высшим пилотажем считалось создание таких упражнений, которые по своим технологическим изыскам схожи с компьютерными играми. Однако позже, как это и бывает, пришло отрезвление и понимание того, что симуляция должна содержать ровно столько мультимедийных выкладок, сколько это необходимо для мотивации выполнения упражнения и, что самое важное, для выработки у пользователя нужных умений и навыков, применяемых в реальной рабочей деятельности.
В качестве примера приведем упражнение «Формула успеха», разработанное Учебным Центром SRC в рамках подготовки мультимедийного обучающего продукта ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®. Маркетинг и Сбыт.
Данное упражнение (см. рис. 2) состоит из нескольких этапов, в котором обучающийся выступает в роли нового руководителя отдела продаж фабрики по производству офисной мебели, испытывающей трудности по сбыту продукции. На первом этапе, на основании формулы эффективного исполнения рабочих функций, пользователю предлагается создать эффективную команду сотрудников, которая бы обеспечила активный рост продаж. Далее необходимо создать систему контроля выполнения плана продаж, определив оптимальный момент осуществления контроля. Все теоретические материалы, необходимые обучающемуся для выполнения операций упражнения описаны и даются ранее, в рамках информационного блока курса.
В качестве обратной связи на всех этапах выполнения упражнения пользователю предъявляется звуковое оповещение и визуальный результат успешности выполнения заданий. По итогам прохождения каждого из этапов, помимо набранного балла, предъявляется озвученный комментарий успешности выполнения задания, рекомендации по оптимизации ситуации и дальнейшему обучению.
Выполнив подобное задание, обучающийся может реально оценить и осознать уровень своей подготовки по управлению персоналом и контролю выполнения работ.
4. Использование автоматизированных диалоговых систем с применением искусственного интеллекта либо его имитации.
Дистанционное обучение с применением систем контекстного и семантического анализа введенного пользователем текста - отдельная большая тема. В рамках данной статьи нет возможности рассмотреть все нюансы работы подобных механизмов и описать полноту педагогической эффективности их использования. Очевидно, что применение подобного механизма является полноценным актом диалога студента с обучающей средой и имеет максимально возможное приближение к естественному общению. Такие системы сложны, требуют существенных финансовых затрат для их реализации, и практически нигде не используются. Широко распространенные типы тестовых вопросов на вставку пропущенного слова по своей сути не являются вопросами открытого типа, и не попадают под категорию автоматизированных диалоговых систем.
В 2006 году в Учебном Центре SRC для использования в мультимедийных программах и электронных курсах разработана система "е-Learn Expert®" (см. рис. 3) - система анализа ответов студентов на открытые вопросы. "е-Learn Expert®" - это новейшая технология имитации искусственного интеллекта, благодаря которой пользователь может в произвольной форме вводить ответы на заданные вопросы и, таким образом, вести интерактивный диалог с виртуальным преподавателем. Методика построения сложных вопросно-ответных структур обучающего диалога основана на логико-семантическом методе анализа контекстно-зависимых высказываний.
Данная система позволяет не просто создавать задания на основе открытых вопросов, а симулировать интеллектуальный диалог обучающегося с преподаватем-тьютором. В ходе этого диалога студенту задаются открытые вопросы, ответы на которые предлагается ввести с клавиатуры без каких-либо ограничений и подсказок. Программа анализирует семантику ответа в контексте заданного вопроса, выявляет содержательную полноту ответа и строит обучающие реплики и сообщения.
Результатом применения подобной программы является повышение степени проработки пользователем учебного материала, позволяет организовать перманентный, всеобъемлющий и объективный контроль усвоения знаний и управлять познавательной деятельностью обучающихся. Сообщения системы на свободно-конструируемый ответ во время диалога позволяют повторно предъявить студенту недостающие знания, которые воспринимаются им много эффективнее, чем полученные в режиме монолога. Открыто поставленные вопросы в большей степени активизируют умственную деятельность обучающегося, так как задействуют мыслительные процессы более высокого уровня, нежели вопросы закрытого типа.
Главным преимуществом открытых вопросов является то, что студент не сможет ответить правильно, если он недостаточно хорошо знает материал. В то время, как в обычном тестировании велик шанс угадать верный ответ или визуально узнать его.
"е-Learn Expert" – единственная система тестирования, распознающая свободно конструируемые ответы пользователей на вопросы открытого типа, вошедшая в промышленную эксплуатацию и используемая для обучения сотрудников компаний среднего и крупного бизнеса.
Широкое использование подобных систем может в корне изменить парадигму современного учебного процесса, а также процесса подготовки учебных материалов.
Отдельно хотелось бы рассмотреть еще два инструмента обратной связи, которые сами по себе не являются носителями учебной информации, но оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучающегося. Как правило, данные инструменты предоставлены средствами LMS, в которую внедрён электронный курс.
1. Формирование визуальных динамических траекторий обучения. Смысл подобных траекторий - в предъявлении пользователю наглядного алгоритма дальнейшего обучения (рекомендуемого, либо обязательного).
На примере реализации подобного механизма (рис. 4) обучающийся видит свои результаты по нескольким разделам учебного курса, где основные практические и тестовые элементы первой темы успешно освоены и не требуют дальнейшей проработки, а над некоторыми практикумами других тем стоит еще поработать.
Инструмент самостоятельного визуального анализа личных успехов и поражений побуждает пользователя к действиям, повышающим педагогический эффект дальнейшего обучения.
2.Формирование динамических графиков сравнительного анализа успеваемости группы обучающихся. Предъявление данных о прогрессе в обучении группы пользователей и наглядное сравнение своих результатов с результатами коллег вызывает у обучающихся реакцию здоровой конкуренции. Сам по себе процесс соревновательности зачастую является сильным мотивирующим фактором. Как же так, Иванов работает меньше меня на полгода, а знает уже гораздо больше.
Подобные инструменты целесообразно делать доступными для всех участников учебного процесса из одной группы.
С примером реализации такой системы можно ознакомиться на рисунке 5.
В данном варианте реализации подобного механизма существует возможность сравнительного анализа результатов обучения по трём основным критериям, оценивающим успешное овладение учебным материалом, это: диалоги на основе открытых вопросов, интерактивные упражнения и проверочные тесты.
Этот инструмент активно применяется пользователями программ серии ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®, разработанных Учебным Центром SRC.
В заключение хотелось бы еще раз отметить то, что обратная связь позволяет обучающимся скорректировать свое поведение для достижения более высоких показателей. Она, безусловно, нужна, но практическое воплощение механизмов диалога человек-компьютер требует продуманного, системного подхода. Все компоненты обратной связи должны быть чётко спланированы и в совокупности создавать органичный комплекс мероприятий в рамках образовательного процесса.