Вверх




Новости:

Если вы входите в число тех, кто «готовит телегу зимой», сейчас самое время запланировать обучение на следующий год со скидкой до 50%.

04.12.2024

Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.

28.10.2024

Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.

09.09.2024
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Нужен ли российскому бизнесу Стартап-менеджер?


Фузеева Маргарита

Слово "Стартап" все активнее входит в практику бизнеса. При этом возникает вопрос: может, это всего лишь дань моде? Зачем какие-то новые слова, ведь есть уже ставшие привычными названия - проект, руководитель проекта, менеджмент проектов? И что вообще такое "Стартап"?

В английской терминологии "start-up" широко применяется для обозначения молодой развивающейся фирмы. Оно от английского "start-up", которое переводится как "запускать", "начинать", "браться за что-либо".

Так сложилось, что, в период бурного "строительства" коммерческих проектов в Интернете Стартап-проекты (СП) возникали именно в этой сфере. Стартап в Интернете подразумевал развитие нового проекта до стадии вполне сформированного бизнеса, готового к привлечению в него инвестиций.

Однако в настоящее время понятие Стартап-проекта приобрело очень широкий смысл и уже не ограничивается только созданием нового бизнеса.

Сегодня Стартап - это процесс реализации за короткие сроки и, как правило, при ограниченных ресурсах задачи или проекта, отличающегося принципиальной новизной.

Для простоты понимания можно назвать процесс развития нового проекта до стадии сформированного бизнеса с целью дальнейшего привлечения инвестиций внешним СП, а реализацию принципиально новой задачи (проекта) в рамках уже существующей компании внутренним СП.

Новизна задачи означает отсутствие отработанных технологий, прописанных регламентов, а значит Стартап-задачи не могут быть решены быстро в рамках существующих в компании процедур проектного менеджмента.

Прежде всего, это определяется следующими обстоятельствами:

  • В поставленной задаче присутствует НОВИЗНА. Причем принципиальная, которая обуславливает невозможность решения проблемы в рамках отработанных, существующих в компании процедур и технологий.

  • Задача должна быть решена быстро. Скорость реализации определяет "выживаемость" проекта.

  • Новизна и скорость решения задачи ведет к тому, что сумма финансирования проекта не может быть четко задана в его начале. Безусловно, Стартап-менеджер должен уметь оценивать порядок стоимости проекта - без этого ни один опытный бизнесмен не начнет новое дело. Однако, как показывает реальная практика СтартАп проектов, на начальном этапе в таких проектах всегда имеется недостаток финансирования. Кроме того, в Стартапе гораздо больше рисков, ведущих к отклонению от первоначальной стоимости, чем на обычном проекте.

Теперь, имея приведенные параметры, мы можем определить, потребуется ли нам Стартап для решения конкретной задачи.

Предположим, вас не устраивает положение вашей компании на рынке.

Задача: усилить позицию компании на рынке, улучшить узнаваемость торговой марки.

Параметр 1. Казалось бы, где здесь новизна? Ведь эту задачу вы уже неоднократно ставили своему отделу маркетинга. Однако вспомним очень правильное изречение: если все делать по-прежнему, то и результат будет прежний. Если не получилось раньше, то надо делать по-новому.

Параметр 2. Если задачу безуспешно пытались решить уже неоднократно, то упущено катастрофически много времени. Здесь как раз "промедление смерти подобно".

Параметр 3. Нужно быть готовым к тому, что первоначально определенная сумма СтартАп проекта "поплывет". Расхождение стоимости проекта с первоначальной величиной может идти по двум каналам. Риски и сложность проекта обуславливают увеличение его стоимости, а рыночная ситуация и связанная с ней позиция руководства побуждают к уменьшению финансирования проекта. В случае приведенного примера второе очень вероятно, так как на решение задачи уже выделялось значительное количество средств. Здесь справится только Стартап-менеджер, так как он должен уметь работать и с заниженным от первоначальной суммы бюджетом.

Вышесказанное не описывает всех возможных проблем, с которыми сталкивается Стартап-менеджер на проекте. Это означает, что справиться здесь может далеко не каждый.

Каким должен быть хороший Стартап-менеджер?

  • неформальным лидером, сочетающим харизму и профессионализм;
  • креативным человеком, иметь драйв;
  • иметь развитый эмоциональный интеллект;
  • уметь мыслить нестандартно;
  • иметь сильную волю, быть ответственным и немного авантюристом;
  • иметь высокие амбиции, желание доказать себе и окружающим, что он способен сделать то, что другим не под силу;
  • иметь стремление к быстрому достижению результатов;
  • уметь быстро воспринимать новую, совершенно разностороннюю информацию и на ее основе предпринимать конкретные действия;
  • иметь четкое видение бизнеса и чувствовать основную идею;
  • уметь грамотно, взвешенно и убедительно доказывать свои идеи;
  • быть психологом, уметь правильно подобрать подчиненных;
  • уметь управлять проектами, знать хотя бы азы проектного менеджмента.

И это неполный список качеств хорошего Стартап-менеджера, приведенный набор не является минимально необходимым. Многие Стартап-менеджеры на начальном этапе не имели и половины этого. Большинство перечисленных выше качеств вполне могут быть развиты, если у человека есть цель и желание ее достигнуть.

На современном конкурентном рынке в любой компании для Стартап-менеджеров всегда найдутся многочисленные задачи.

Вот перечень наиболее распространенных типов Стартап-проектов:

  • создание нового бизнеса или вывод на рынок нового бренда;
  • открытие нового направления в рамках существующего бизнеса;
  • территориальное расширение бизнеса;
  • рестарт бизнеса или направления;
  • укрепление (расширение) позиции компании на рынке;
  • внедрение новой технологии в компании;
  • реализация нетривиальных, нестандартных целей или решение задач, которые ранее в компании не решались.

Все Стартап-задачи характеризуются наличием жестких условий по минимизации сроков и ресурсов. Обычно эти два условия противоречат друг другу, поэтому реализация СтартАп проекта в короткие сроки сопровождается значительным физическим и эмоциональным напряжением участников. Специфика СтартАп проекта задает высокие требования к Стартап-менеджеру.

Навыки Стартап-менеджмента очень востребованы. На современном конкурентном рынке огромное количество СтартАп проекта и большой дефицит менеджеров, которые могут их реализовывать.

Осуществление СтартАп проекта требует значительного физического, интеллектуального и эмоционального напряжения участников. Это обуславливает необходимость специальной подготовки Стартап-менеджера, которая позволяет ему экстремальные проектные условия превратить в нормальные рабочие.

Быть Стартап-менеджером интересно и выгодно. Это эмоциональный экстрим, самоуважение и высокая оценка окружающих, значительное материальное вознаграждение.

Кроме того, в реалиях российского бизнеса немаловажным обстоятельством является тот факт, что многие обычные процессы в компаниях часто выходят за стандартные процедуры, переходя в разряд авральных, обеспечивая стрессовое развитие событий. В этом случае наиболее подготовленным оказывается именно Стартап-менеджер, ведь Стартап - это его стихия. Таким образом, навыки ведения СтартАп проекта могут пригодиться любому менеджеру проекта, а Стартап-менеджеры становятся необходимыми специалистами для любого современного предприятия.

Автор статьи:

Фузеева Маргарита - стартап-менеджер, успешно реализовала более 20 разноплановых СтартАп проектов в различных российских компаниях. Автор Практического курса по СтартАпу, или Как успешно реализовать новый проект в условиях нехватки времени и средств, (ближайшая дата проведения: 30 июля - 2 августа 2007 года).

Опубликовано в журнале "Управление сбытом", № 7, 2007.

Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону +7 (495) 796-11-35 или по электронной почте avtor@src-master.ru.

Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning