Вверх




Новости:

Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.

28.10.2024

Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.

09.09.2024

Тренинг эксперта состоится в Москве 23-24 сентября.

22.08.2024
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Кризис?! Кто виноват? и Что делать?!


Терехин Константин Игоревич

«На третьем десятке истерических звонков, писем и личных вопросов я чуть было не сломался. Удивительно, как разумные, образованные, опытные люди поддались общей панике. «Константин, что делать? - спрашивают они. - Как жить дальше? Что будет?»

Давайте обо всем по порядку. По моему глубочайшему убеждению пока никакого кризиса нет. Что же происходит? В сущности, ничего страшного. Американские (и не только) банки построили обыкновенную финансовую пирамиду на рынке ипотеки subprime, то есть с не очень надежными заемщиками. Другими словами, компании давали ипотечные кредиты неплатежеспособным заемщикам под залог неликвидной недвижимости. Затем эти фирмы проводили секьюритизацию, то есть «упаковывали» ипотечные долги в ценные бумаги и выводили эти бумаги на биржи. После чего эти бумаги многократно перепродавались на фондовом рынке – в процессе участвовали банки, финансовые и ипотечные компании.

Рано или поздно пирамида рушится. Так произошло и на этот раз. Убытки, понесенные банками, на самом деле смехотворны. Но они повлекли «кризис ликвидности».

Вот на этом понятии позвольте остановиться подробнее. Я не ошибся и не острословил, назвав убытки «смехотворными». Так суммарные активы Citibank составляют сумму, значительно превышающую $2 трлн (точные оценки по понятным причинам невозможны). Собственный капитал компании (сумма, которая останется если CitiCorp выйдет из бизнеса и выплатит все долги) составляет $126 млрд. А убытки составляют на текущий момент порядка $50 млрд, что равняется 2,5% от активов или прибыль за 2 года.

Да, банк планирует сократить 25000 сотрудников (пока сократил только 9000). Но почему-то уважаемые масс-медиа забывают указать, что это всего 6,8% от штата компании, составляющего 370000 человек. Если проводить аналогии, компания из 100 человек, уволив семерых, может ли говорить о кризисе, угрозе банкротства?

Почему же банки начали вопить? Из-за кризиса ликвидности. Дело в том, что у банков практически нет свободных средств. Из чего состоят активы банков? Из выданных кредитов, из акций предприятий, из резервных фондов, аккумулируемых в государственных структурах, из зданий, которыми они владеют и т.д.

Представьте себе ситуацию. Допустим, вы зарабатываете 100 тыс. рублей (простите, кого обидел таким доходом). На эту сумму вы купили продукты на месяц, роздали в долг друзьям, положили на срочный депозит в банке и оставили себе на карманные расходы 2500 рублей (я взял пропорцию для CitiCorp). Произошло досадное недоразумение, и вы потеряли эти деньги. Много это? Конечно, нет! Но вы остались без сигарет, мороженого, и газет, так как у вас нет свободных средств.

Вам придется начать суетиться для того, чтобы найти, эти 2500 рублей. (Скорее всего, перезаняв у друзей, или продав что-то на эту сумму). Вот чем сейчас и занимаются банки.

«А как же Lehman Brothers спросит осведомленный читатель? Они же обанкротились!» Но и тут сплошные манипуляции масс-медиа. Что значит процедура банкротства? Lehman Brothers подала иск в суд о признании себя банкротом. Зачем? Все очень просто. Процедура банкротства означает, что на достаточно длительный срок все выплаты компании по требованиям кредиторов будут остановлены. За это время банк сможет продать часть активов, найти стратегического инвестора, перекредитоваться из внешних источников и т.д. При этом вкладчики пострадают несущественно. Вклады частных лиц застрахованы государством. Вклады наиболее крупных компаний застрахованы и перестрахованы. При этом столь серьезные меры по спасению Lehman Brothers объясняются именно тем, что фондовые операции вообще, и ипотечные бумаги subprime в частности, были его основными рынками.

Однако СМИ активно нагнетают массовый психоз и истерию (к сожалению, это не метафоры, а психиатрические термины). Оставим за скобками причины такого поведения (у каждого читателя здесь, безусловно, есть свое мнение по этому поводу). Все коварство подобной ситуации состоит в том, что компании, поддавшись влиянию масс-медиа, слухов, постепенно начинают вести себя как во время кризиса - уменьшают или полностью исключают кредитование клиентов, срезают расходы на рекламу, сокращают персонал, замораживают инвестиции. А это, в свою очередь, приводит к реальному кризису. Если коммерсанты ведут себя как во время кризиса, то это и есть кризис!

Что же имеем в итоге? Если, отбросив эмоции, спокойно разобраться, то мы столкнулись с очередной попыткой нагнетания массового психоза и истерии. Да, оборотных средств у банков становится меньше. Но за все годы, что я проработал в различных компаниях, только в одной не было нехватки оборотки (так как это был побочный бизнес для владельца, и он легко мог его дотировать из активов основного). Да, компаниям будет сложнее, а значит, дороже, перекредитоваться - банки не упустят шанс задрать ставки. Да, конкуренция делает следующий виток. А что, кто-то ждал, что будет легче?

Что же делать? Во-первых, не дать втянуть себя в массовую и пока абсолютно безосновательную истерию. Жизненно важно мыслить трезво! Во-вторых, все деньги делаются на кризисах. Что это означает? В 1998 году до знаменитого дефолта на российском обувном рынке работало около 300 производителей. Поле осталось порядка 60. Да, конкуренция стала жестче, но и объемы продаж, и прибыли выживших компаний выросли.

Если ваши конкуренты поддались панике и сокращают персонал, то вам самое время набирать на рынке труда по дешевке лучших. Если все уменьшают рекламные бюджеты, то, возможно, вам стоит увеличить усилия по привлечению клиентов. Если вы всегда выпутывались сами, то, вероятно, вам следует посоветоваться с кем-то. В любом случае, не ведите себя так, как вам кто-то навязывает. Думайте своей головой. Опирайтесь на собственный опыт и знания, и подавите в себе желание отсидеться. Тот, кто сейчас останется активно работать, «снимет сливки» с любого рынка. Именно про такие моменты говорят: «День год кормит!»

P.S.  Через день после того как я написал черновик этой статьи, под воздействием очередной волны слухов, у меня возникло желание забрать свои деньги из банка. Однако, трезво и бесстрастно оценив ситуацию, я решил оставить все как есть. У меня кризиса нет! А у вас?



Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону +7 (495) 796-11-35 или по электронной почте avtor@src-master.ru.

Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning