Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.
Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.
Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.
Ежов Дмитрий
Проект, согласно определению Института управления проектами, — это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов. Основными признаками проекта являются: наличие четких начала и завершения и, как правило, реализация в условиях жесткого ограничения ресурсов, в том числе финансовых и людских.
Уже сейчас многие компании, в первую очередь поставщики высокотехнологичных услуг, широко применяют принципы проектной организации работы своих подразделений или всего предприятия в целом.
Причем для этого создаются специальные офисы проектного управления, проводится целенаправленное внедрение корпоративных систем управления проектами и профессиональное обучение сотрудников.Профессионализация управления проектами тесно связана со стремлением повысить эффективность их реализации, которая все еще, в большинстве случаев, оставляет желать лучшего.
По данным экспертной статистики, в 2004 году 66% проектов не завершились вовсе или были «относительно (!) успешными», то есть превысили сроки или бюджет реализации.
Перерасход средств в таких «относительно успешных» проектах составляет от 50% до 150%, а превышение сроков выполнения работ — от 30% до 200%. Почему же так происходит? Наиболее частыми причинами неудач проектов становятся следующие:
Информационный вакуум участников проекта чрезвычайно опасен. У одних он вызывает иллюзию благополучия и полного контроля над происходящим, у других — чувства вопиющего в пустыне, что в конечном счете приводит к безразличию или даже к саботажу. В то же время нужно помнить, что эффективно утолить информационный голод с помощью формально-отчетных «круговых» совещаний практически невозможно.
Недостаточность опыта и компетенции, а равно отсутствие исторических сведений о других подобных проектах, что становится источником существенных рисков, реализация которых лишь вопрос времени.
Однако постепенно эффективность проектного управления повышается. Согласно исследованиям Standish Group в 1994 году лишь 16% IT-проектов, реализованных американскими компаниями, были успешными, то есть завершились в срок и в пределах бюджета, а в 1998 году этот показатель поднялся до 26%. По результатам 2004 года уже 34% проектов признаны успешными. Очевидная положительная динамика позволяет прогнозировать, что доля успешных проектов в 2007 году превысит 40%, а объясняется это тем, что практические подходы к управлению проектами существенно изменились.
По мнению той же Standish Group, можно выделить несколько благоприятных факторов при реализации проектов.
Необходимо отметить, что суммарный вес первых трех факторов (поддержка руководством, ясные бизнес-цели и качественное планирование) составляет более 70 пунктов из 100, так что проработанный коммуникативный аспект, проектный опыт и деятельная поддержка являются главными предпосылками для выполнения проекта в рамках плановых ограничений.
Сегодня в проектном управлении все чаще применяются стандартизованные принципы управления, осуществлена систематизация передового опыта в различных отраслях и сферах деятельности, наблюдается устойчивая тенденция широкого использования средств автоматизации.
Несмотря на то, что состав и жизненный цикл проектов в различных предметных областях могут быть существенно несхожими, процесс управления ими одинаков и включает в себя следующие фазы: инициацию, планирование, исполнение, мониторинг, завершение.
Каждый проект необходимо определенным образом инициировать, то есть должно быть авторизовано его начало, назначен руководитель, четко определены измеримые цели, оценена реализуемость, подготовлен устав проекта.
Известно, что важными составляющими успешной реализации проекта являются тщательное планирование и документирование на всех этапах. К сожалению, эти процессы не всегда удостаиваются должного внимания. Зачастую единожды подготовленные планы проекта воспринимаются как догма и не корректируются даже под воздействием объективных изменений внешней и внутренней среды. Обнаружив в себе готовность ответственно подойти к сбору и отслеживанию всех требований заказчика, распределению обязанностей и другим обязательным элементам управления, сотрудник, исполняющий роль руководителя проекта, порой просто утопает в море ненужных бумаг и водовороте процедур согласования. Иначе говоря, при планировании и постановке проектного документооборота следует исповедовать принцип необходимой достаточности — фиксировать и поддерживать в актуальном состоянии главное, опускать лишнее.
Исполнение и мониторинг теснейшим образом связаны между собой и планированием. Координация людей и ресурсов, управление поставками, проектными коммуникациями и изменениями — вот неполный перечень задач, требующих внимания руководителя проектов в ходе их реализации. Выявленные отклонения нужно проанализировать, и на их основе внести корректировки в планы реализации проекта. Следует отметить, что фаза исполнения проекта считается самой ресурсоемкой.
А с учетом того, что по мере продвижения к финалу цена ошибки возрастает, затраты на качественное и системное управление проектом уже не выглядят напрасными, как могло показаться в его начале.
Если в компании применяется достаточно зрелый подход к управлению проектами, вопросы о необходимости формального завершения каждого из них просто не возникают.
Независимо от того, каков был исход проекта — успешно завершен или остановлен, — в случае его закрытия вся проектная документация должна быть помещена в архив. При завершении проекта подводятся его итоги, констатируются успехи, окончательно выявляются причины неудач.
Неоценимую методологическую и административную помощь руководителю проектов может оказать корпоративная система управления проектами (КСУП) и проектный офис.
Все чаще действительно заинтересованные в успешной реализации своих бизнес-начинаний руководители организаций сами выступают инициаторами создания собственных подразделений по управлению проектами. Что же из себя представляет эффективные КСУП и проектный офис? Проектный офис выступает аналитическим и методологическим центром управления проектами предприятия, предоставляющим компании три внутренних «сервиса»:
Важной составляющей информационного сервиса следует назвать ведение единой базы знаний, позволяющей накапливать и повторно использовать опыт предыдущих проектов.
Совокупность этих сервисов представляет собой корпоративную систему управления проектами. Синергетический эффект КСУП особенно ярко проявляется в мультипроектной распределенной среде, где параллельно ведутся несколько проектов с пересекающимися ресурсами, зачастую территориально удаленными друг от друга.
Важнейшая задача — поиск эффективных руководителей проектов. Какими знаниями и опытом должен обладать руководитель проекта, чтобы привести свою команду к намеченной цели? Руководство к своду знаний управления проектами (PMBOK® Guide) Института управления проектами так определяет экспертные области, в которых руководитель проектов должен проявить компетентность:
Однако, несмотря на стремительный рост спроса на руководителей проектов во всех отраслях отечественной экономики, предложение высококвалифицированных специалистов остается ограниченным. Существует несколько путей решения этого кадрового вопроса.
В таком случае кроме высокой гибкости и оперативности привлечения кадровых ресурсов в режиме «по требованию» (on demand) вы фактически диверсифицируете ответственность и риски, частично перекладывая их на компанию — поставщика услуг проектного управления. То есть по договору аутсорсинга фирма не просто предоставит вам профессионала, но и возьмет на себя обязательство оказать качественную услугу комплексного управления проектами и будет использовать для этого всю мощь своего методологического потенциала и имеющихся наработок.
Разумеется, подобные услуги не могут быть дешевыми, но расходы на аутсорсинг значительно ниже возможных потерь. Более того, динамика потенциальных потерь намного выше роста расходов на аутсорсинг при увеличении масштабов проектов вплоть до стратегических.
...Еще совсем недавно в России успешное руководство проектами ассоциировалось исключительно с личностными качествами бизнесменов, топ-менеджеров компаний, считалось, что оно зависит только от их харизматичности и убежденности. Безусловно, все перечисленные качества необходимы и сейчас, но наряду с этим искусство управления проектами все больше и больше смещается в сторону емкой и высокоструктурированной профессиональной дисциплины, которая позволяет обеспечивать гарантированную эффективность.
Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков
Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству
Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию
Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning