Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.
Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.
Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.
Краткий конспект семинара с одноименным названием. Подробнее о семинаре >>>
Введя тот или иной способ в компании, часто бухгалтерия на этом и успокаивается. Это не верно. Необходимо периодически проверять эффективность способа. Это сделать не сложно. Для оценки эффективности нужно соотнести преимущества оптимизации с затратами на ее проведение. Это можно сделать различными способами. Покажу самый простой.
Если результат налогового планирования будет находиться 6-9% (по мнению налоговой инспекции - в пределах 14,4 процента), и держаться в этом пределе в течение нескольких периодов, то, значит, система налогового планирования работает достаточно эффективно.
Единый налог на вмененный доход очень выгодно применять в розничной торговле. Так как, уплачивая этот налог, у компании нет ограничений по выручке. В то же время, она освобождается от НДС.
Но на уплату этого налога переводятся только те компании, у которых численность сотрудников не превышает 100 человек, доля участия других организаций – менее 25 процентов. Эти ограничения при желании можно обойти. Но есть и очень важное условие – площадь торгового зала должна быть не более 150 кв м. И я расскажу, что с этим можно сделать.
Прежде всего, надо помнить, что в расчет торговой площади включаются только те помещения, в которых проходит торговля. Это демонстрационные залы, стеллажи с продукцией. А складские, подсобные и административные помещения в расчете не участвуют. Подтвердить, что часть магазина занимают складские помещения, помогут правоустанавливающие документы.
Также в расчет торгового зала не включается та площадь, которая сдается третьим лицам в аренду. На практике торговые центры с большой площадью делят на части, разделенные перегородками. Эти отдельные помещения оснащены собственными кассами и оформлены договорами аренды с различными компаниями и индивидуальными предпринимателями. Минус такого разделения в том, что если неподалеку есть такой же большой торговый центр, но с единым залом и кассовым центром, то покупателям удобнее там.
Бывает, что компании организуют единую кассу в торговом центре, разделенном на несколько залов, которые принадлежат разным компаниям. Но в этом случае кассиру приходится пробивать чеки от имени разных организаций и предпринимателей. Контрольно-кассовую технику не сложно настроить так, чтобы по маркировке товара производилась выдача разных документов. Но все деньги в этом случае находятся в одном кассовом аппарате, а это нарушение кассовой дисциплины. Возможен штраф в размере до 50 тысяч рублей.
Есть и еще один вариант применения «вмененки» в магазине с большой площадью.
Рассмотрим его подробнее. На втором этаже торгового центра расположена выставка всех товаров с ценниками. Она прекрасно отремонтирована и оформлена. Общая площадь выставки 130 кв. м. Чтобы попасть в кассовый центр площадью 10 кв.м, покупатели проходят через темное складское помещение площадью 800 кв.м. На складе самообслуживания нет ценников, товар в упаковке. Склад отгорожен от касс и выставки перегородками, зарегистрированными в БТИ, в договоре аренды также площади разделены на торговые и складские. Торговля на складе не ведется.
Конечно, в данном вопросе применения ЕНВД могут возникнуть споры с налоговой инспекцией, но есть шансы их «отбить» в суде.
ВОПРОС УЧАСТНИКА – Компании принадлежат два торговых помещения в одном торговом центре. Площадь одного помещения 100 кв м, площадь другого – 80 кв м. Помещения находятся на разных этажах торгового центра, но договоры аренды заключены на одно юридическое лицо. Вправе ли компания уплачивать ЕНВД?
- Это спорный вопрос. Лучше всего получить ответ на него в своей налоговой инспекции. Ведь в конечном итоге проверять компанию будут именно они. Некоторые в этой ситуации перезаключают договор аренды одного из помещений на другую организацию или индивидуального предпринимателя. Если они работают, как отдельные бизнес-единицы, реализуют разный товар, купленный у разных поставщиков, возможно, претензий со стороны налоговой не возникнет.
На практике случается так: компания создает холдинг из организаций на «упрощенке» тогда, когда она вот-вот слетит со спецрежима. Тогда открывается следующая компания на «упрощенке» и работа начинается как бы заново. Но в этом случае возникают сложности с переводом товара, оборотов, персонала из одной конторы в другую. Которые могут привести к претензиям со стороны налоговой инспекции.
Меньше риска: если работа компаний разделена, например, по видам деятельности, по видам товаров, по поставщикам. У двух компаний в холдинге могут быть общие поставщики, но не более 3-5 процентов. Также может быть разделение на производственную компанию и транспортную.
При создании нового предприятия на «упрощенке» или при переходе на спецрежим нужно выбрать объект налогообложения. Платит ли компания 15 процентов с разницы между доходами и расходами, либо 6 процентов с доходов. 6 процентов выгодны тогда, когда компания не планирует существенных расходов. То есть ее реальные расходы составят менее 60 процентов от доходов. В противном случае - лучше платить налог по ставке 15 процентов.
Также 15-ти процентный налог выгоден тогда, когда компания планирует покупать основные средства. В этом случае она может включать их стоимость в расходы. И, вполне возможно, что по итогам года заплатит только минимальный налог – 1 процент с доходов.
Узнать, при какой доле расходов компания будет платить минимальный налог, можно по формуле:
(доходы – расходы) х 15% > доходы х 1%, расходы > 93,3%.
Из расчета видно, что если доля расходов компании в доходах составит более 93,3%, она заплатит минимальный налог.
Теперь я хотела бы рассказать про такой способ защиты имущества , как закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ). Не нужно пугаться этого способа. Деятельность ЗПИФ регулируется Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ. Итак, как работает ЗПИФ, и в чем его плюсы.
Допустим компания, на балансе которой находится дорогостоящее оборудование, недвижимость, хочет сэкономить на налогах и защитить свои активы. Она учреждает управляющую компанию. Затем передает имущество в ЗПИФ, которым управляет подконтрольная управляющая компания. Сразу предостерегу от того, чтобы передавать имущество в ЗПИФ с посторонней УК. Часто ими являются рейдеры.
Таким образом имущество с баланса компании полностью переходит в собственность ЗПИФ. Сделка регистрируется и выдается свидетельство о праве собственности на ЗПИФ.
Все договоры на аренду этого имущества в дальнейшем будут заключаться управляющей компанией от имени ЗПИФ. Арендная плата поступает в фонд. В итоге в фонде накапливаются деньги. На них можно покупать новые основные средства, ремонтировать их, содержать управляющую компанию. Еще ЗПИФ может продавать свои основные средства. Таким образом в ЗПИФ формируются доходы и расходы.
Теперь расскажу о налогах. Например, управляющая компания сдает имущество, переданное в ЗПИФ, в аренду. В УК перечисляется арендная плата, в составе которой содержится процент на содержание управляющей компании. С этого процента нужно уплатить налог на прибыль и НДС. Кроме того, со всей арендной платы перечисляется только НДС*. Налог на прибыль не уплачивается, пока ЗПИФ не будет выдавать доход учредителям управления.
*Статья 174.1 НК РФ
Скажем, ЗПИФ получает 150 тысяч рублей арендной платы. Из них 10 тысяч тратиться на содержание управляющей компании. Со всей суммы арендной платы УК за ЗПИФ платит НДС. А для расчета налога на прибыль и НДС за себя берет только вознаграждение - 10 тысяч рублей. Если бы компания самостоятельно сдавала в аренду свое имущество, то она бы заплатила и НДС, и налог на прибыль со 150 тысяч.
Если в компании работает более 50 человек, то для экономии страховых взносов можно создать такую некоммерческую организацию, как профсоюз. Причем это не тот профсоюз, который создают сами работники, а тот, который для своих работников создает работодатель. Это важно, так как такой подконтрольный профсоюз улучшает положение самого работодателя и помогает сэкономить.
Для простоты учета при регистрации НКО можно сразу подать заявление о применении упрощенной системы налогообложения.
Все сотрудники компании вступают в профсоюз и платят членские взносы. Взносы бывают вступительные, ежемесячные и ежегодные. Они установлены в положении о членстве. За счет членских взносов в профсоюзе накапливается определенная сумма денег. Далее из этих накоплений выдается материальная помощь сотрудникам по их заявлениям.
Членские взносы часто рассчитываются, как процент от зарплаты. При этом нельзя устанавливать индивидуальный процент каждому работнику. Например, можно определить один процент для административно-управленческого персонала, другой – для начальников отделов, третий – для остальных сотрудников. Или можно отталкиваться от размера зарплаты. Например, при зарплате от 100 тысяч рублей один процент, от 50 тысяч – другой и т.д.
Бухгалтерия удерживает взносы из зарплат и перечисляет в профсоюз. В расходах компании сумма зарплаты учитывается целиком, включая профсоюзные отчисления. Но при выплате материальной помощи из кассы профсоюза эта выплата не облагается ни НДФЛ, ни страховыми взносами. Причем без ограничения по сумме выплаты. Также компания сама может перечислять пожертвования из чистой прибыли в профсоюз.
Обратите внимание: налоговая, скорее всего, будет контролировать данную схему. Как показывает практика, риски при проверке возрастают, если материальная помощь выплачивается ежемесячно равными частями. Ну и, конечно же, профсоюз должен вести реальную деятельность – выдавать путевки, проводить собрания и т.д.
Под трансфертным ценообразованием понимают реализацию товаров или услуг в рамках группы связанных между собой лиц по ценам, отличным от рыночных.
При выявлении взаимозависимости и отклонении цен более чем на 20 процентов от рыночных налоговики вправе доначислить компаниям холдинга налоги в соответствии со статьями 20 и 40 Налогового кодекса. Если разница в ценах превышает 20 процентов, то инспекторы доначислят налоги и пени до рыночных цен*. Иногда еще и взыскивается штраф – пятая часть от добираемых налогов.
* Пункт 3 статьи 40 НК РФ
Арбитражная практика по данному вопросу спорная. Положительная, как правило, основывается на том, что нигде не установлены источники рыночных цен. Налоговики уже три года пытаются решить эту проблему. В итоге в Госдуме в первом чтении принят законопроект о трансфертном ценообразовании.
Статью 40 планируется отменить. А в кодекс внесут отдельную главу про трансфертные цены. То, что налоговики серьезно взялись за дело подтверждает тот факт, что в ФНС России уже создан специальный отдел по трансфертному ценообразованию. В этом году его сотрудники проходят обучение. И можно ожидать того, что закон заработает с 2012 года.
Планируется, что инспекторы будут самостоятельно рассчитывать минимальную рыночную цену на тот товар или услугу, которую продает компания. Информацию о стоимости они будут брать из шести различных источников:
Таким образом, если закон примут в таком виде, в суде будет крайне сложно доказать то, что цена установленная налоговиками рыночной не является. В этом вопросе компании может существенно помочь собственная маркетинговая политика.
В этом документе компания определяет, какая цена является рыночной. В подтверждение прикладываются документы: прайс-листы поставщиков, ответы на запросы из органов статистики и т.д. И тогда налоговикам будет сложно оспорить эту цену в суде.
Конспект подготовила Светлана ПЕТРОВА, Журнал "Семинар для бухгалтера"
Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков
Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству
Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию
Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning