Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.
Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.
Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.
Андрей Кулинич
Прежде чем приступить к написанию материала, я еще раз задумался: «А надо ли вообще учить маркетолога?». Возможно, это врожденные знания и умения? Однако весь опыт многих профессий доказывает, что врожденные задатки, безусловно, нужны и важны. Но талант это на 95% тяжелый труд, в том числе связанный с обучением профессии.
Подавляющее большинство специалистов самоучки. Волею судеб попавшие в маркетинг: юристы, военные, технари различных мастей и т .д. В настоящее время именно таких специалистов подавляющее большинство. Чаще всего, такие специалисты специализируются на некоторой отрасли, которую за время работы достаточно хорошо изучили. Главный инструмент и плюс – здравый смысл . Главный минус – ограниченность взглядов и опыта, часто отсутствие фундаментальных познаний и нежелание их приобретать.
Выпускники профильных и других экономических специальностей – таких становиться все больше, что должно радовать. Но огорчает качество высшего образования. Диплом, даже «красный» в настоящее время ничего гарантировать не может. Причины? Слабый преподавательский состав в большинстве ВУЗов, отношение заведений к студентам как клиентам и, как следствие, низкая требовательность и т.д. Список можно продолжать очень долго... увы, я, думаю, как и вы, не питаю иллюзий по поводу нынешнего качества высшего образования.
Перепрофилировавшиеся – получили второе высшее образование или закончили МВА со специализацией маркетинг, т.е. получили системное образование. Однако, качество второго высшего образования находиться на одном уровне с первым высшим (см. выше). А МВА, даже с уклоном в маркетинг готовит управленца с широким кругозором, а не специалиста в области маркетинга. Иногда из выпускников программ МВА получаются неплохие директора по маркетингу, при условии, что они не стремятся весь функционал подразделения замкнуть на себя и прислушиваются к сотрудникам.
Вот, пожалуй, исчерпывающая классификация. Обратите внимание, что в основе классификации я положил понятие системности. Безусловно, системность можно приобрести и за счет самообразования, но, как правило, это требует гораздо больше сил и времени. А так же, изученный материал надо с кем -то обсуждать и получать обратную связь, насколько правильно вы его поняли. Обеспечить такие условия в жизни достаточно тяжело и кто сумел пройти этот путь скорее исключения из правила.
Интересным решением могло быть многоступенчатое обучение и сертификация, которая прижилась среди финансистов (например, АССА). Но, неоднократные попытки импортировать такие программы не прижились и широко распространения не получили. А российской школы так и не родилось. Возможно, не настало еще время и потребность. Но на мой взгляд наличие отечественной школы и системы сертификации ой как необходимо. Именно школы и системы, а не набора отдельных двух, трех и даже пятидневных программ. По результатам которой надо действительно подтвердить свои знания, а не купить сертификат и дискредитировать систему. Но хватит критиковать, давайте посмотрим, что можно предложить тем, кто хочет развиваться и готов вкладывать время и силы в себя.
На чем специализируетесь вы? Прежде чем перейти к рекомендациям по формам и методам обучения маркетологов, давайте поймем, что маркетинг в настоящее время это набор специализаций. Быть широким специалистом в области маркетинга в настоящее время невозможно! Чтобы не вязнуть в различных названиях одной и той же специальности, хочу предложить вам оригинальную классификацию специализаций в маркетинге:
Обратите внимание, что даже в рамках данной классификации нельзя быть однозначно успешным во всем маркетинге. А ведь каждое отдельное направление маркетинга (реклама, исследования, управление продуктом и т.д.) накопили огромные пласты знаний и постоянно создают новый опыт, который надо постоянно изучать и анализировать, пробовать применять. А где на все взять время? Так что первая рекомендация – это определиться со специализацией. Конечно, вы ее сможете сменить в будущем. Но это означает, что с точки зрения профессионализма вы должны быть готовы откатиться на шаг назад.
В первую очередь, вне зависимости от специализации, попробуйте поработать в продажах. Вы должны знать своего клиента и как работают продавцы. Многие замечательные маркетологи, которых я знаю, начинали именно с продаж. Надо ли дополнительно комментировать этот тезис?
Что же касается других общих рекомендаций, то обратите внимание на таблицу.
Конкретные подходы к обучению должны зависеть от уровня квалификации специалиста. Так, в Таблице 1 приведены рекомендации по выбору подходов к обучению.
Краткосрочное обучение | Среднесрочное обучение | Долгосрочное обучение | |
---|---|---|---|
«Молодой» специалист | Не рекомендуется | Рекомендуется для начала работы в узкой специализации, профессиональные курсы | Высшее образование; Специальное образование |
Специалист с опытом работы | «Проблемные» семинары и тренинги; Освоение новых инструментов; Конференции; Мастер – классы; Самообразование | Курсы переквалификации и повышения квалификации, комплексное освоение новых инструментов | Получение отраслевой специальности; Получение степени MBA |
Экспертный уровень | Обучение через передачу опыта: выступление на мастер-классах, конференциях, как для коллег, таки для студентов ВУЗов и т.д. | Курсы переквалификации и повышения квалификации, комплексное освоение новых инструментов | DBA, eMBA, аспирантура и докторантура |
Таблица 1. Рекомендуемые формы обучения
Осталось определиться с частотой. Ограничусь общей рекомендацией: раз в три месяца вы должны посещать некое событие, которое позволит вам получить новые знания, опыт или изучить альтернативный вашему взгляд на маркетинг. Но отдельно хотелось бы остановиться на некоторых компетенциях.
Часто, даже замечательным специалистам в области маркетинга не хватает двух компетенций. Под компетенциями я подразумеваю демонстрируемое поведение.
Естественно, что в маркетологе должно быть все прекрасно. Но на эти две компетенции надо обратить особое внимание.
Надеюсь, моя заметка заставила вас задуматься и, возможно, мотивировала на действия. С чего начать? Подходить ко всему системно. Посоветуйтесь с тем, кто является для вас авторитетом, чего вам не хватает, где пробелы в знаниях и компетенциях. Пройдите тесты по вашей специальности, в сети вы их без труда найдете. Составьте план действий и контрольные точки, по которым будете определять, верной ли дорогой идете и вдохновляться на дальнейшее развитие.
Вот только жаль, признанной в России системы сертификации и аттестации маркетологов нет. Может создадим?
Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков
Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству
Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию
Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning