Вверх




Новости:

Выходные начинаются с воскресенья.

27.12.2024

Если вы входите в число тех, кто «готовит телегу зимой», сейчас самое время запланировать обучение на следующий год со скидкой до 50%.

04.12.2024

Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.

28.10.2024
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Как и чему учить маркетолога


Андрей Кулинич

Прежде чем приступить к написанию материала, я еще раз задумался: «А надо ли вообще учить маркетолога?». Возможно, это врожденные знания и умения? Однако весь опыт многих профессий доказывает, что врожденные задатки, безусловно, нужны и важны. Но талант это на 95% тяжелый труд, в том числе связанный с обучением профессии.


Откуда берутся маркетологи

Подавляющее большинство специалистов самоучки. Волею судеб попавшие в маркетинг: юристы, военные, технари различных мастей и т .д. В настоящее время именно таких специалистов подавляющее большинство. Чаще всего, такие специалисты специализируются на некоторой отрасли, которую за время работы достаточно хорошо изучили. Главный инструмент и плюс – здравый смысл . Главный минус – ограниченность взглядов и опыта, часто отсутствие фундаментальных познаний и нежелание их приобретать.

Выпускники профильных и других экономических специальностей – таких становиться все больше, что должно радовать. Но огорчает качество высшего образования. Диплом, даже «красный» в настоящее время ничего гарантировать не может. Причины? Слабый преподавательский состав в большинстве ВУЗов, отношение заведений к студентам как клиентам и, как следствие, низкая требовательность и т.д. Список можно продолжать очень долго... увы, я, думаю, как и вы, не питаю иллюзий по поводу нынешнего качества высшего образования.

Перепрофилировавшиеся – получили второе высшее образование или закончили МВА со специализацией маркетинг, т.е. получили системное образование. Однако, качество второго высшего образования находиться на одном уровне с первым высшим (см. выше). А МВА, даже с уклоном в маркетинг готовит управленца с широким кругозором, а не специалиста в области маркетинга. Иногда из выпускников программ МВА получаются неплохие директора по маркетингу, при условии, что они не стремятся весь функционал подразделения замкнуть на себя и прислушиваются к сотрудникам.

Вот, пожалуй, исчерпывающая классификация. Обратите внимание, что в основе классификации я положил понятие системности. Безусловно, системность можно приобрести и за счет самообразования, но, как правило, это требует гораздо больше сил и времени. А так же, изученный материал надо с кем -то обсуждать и получать обратную связь, насколько правильно вы его поняли. Обеспечить такие условия в жизни достаточно тяжело и кто сумел пройти этот путь скорее исключения из правила.

Интересным решением могло быть многоступенчатое обучение и сертификация, которая прижилась среди финансистов (например, АССА). Но, неоднократные попытки импортировать такие программы не прижились и широко распространения не получили. А российской школы так и не родилось. Возможно, не настало еще время и потребность. Но на мой взгляд наличие отечественной школы и системы сертификации ой как необходимо. Именно школы и системы, а не набора отдельных двух, трех и даже пятидневных программ. По результатам которой надо действительно подтвердить свои знания, а не купить сертификат и дискредитировать систему. Но хватит критиковать, давайте посмотрим, что можно предложить тем, кто хочет развиваться и готов вкладывать время и силы в себя.


Маркетинг – это специализации

На чем специализируетесь вы? Прежде чем перейти к рекомендациям по формам и методам обучения маркетологов, давайте поймем, что маркетинг в настоящее время это набор специализаций. Быть широким специалистом в области маркетинга в настоящее время невозможно! Чтобы не вязнуть в различных названиях одной и той же специальности, хочу предложить вам оригинальную классификацию специализаций в маркетинге:

  • Предприниматели – именно их сейчас и не хватает. Чтобы быть предпринимателем, надо иметь врожденную жилку. Обучение позволяет таким людям развить «нюх» и интуицию на деньги, позволяет избегать типовых ошибок или быстро их распознавать. Как правило, таким специалистам интересны проекты с относительно быстрым результатом, они не способны долго, методично, годами работать над одним и тем же направлением. Часто из них получаются достойные продакт (бренд) менеджеры.
  • Аналитики – или зануды, шучу конечно. Их специализация различного рода аналитика, маркетинговые исследования, ценообразование, категорийный менеджмент и т.д. Темперамент соответствует задачам.
  • Художники – реклама, дизайн, организация мероприятий и т.д. Это их стихия, там где нужен нестандартный подход, творчество. Но и им крайне полезно получить системное образование. Каждый художник стремиться нарушить правила и создать свой стиль. Но для этого хотя бы надо знать, что стиль не придуман другим художником.
  • Управленцы – организовать совместную и результативную работу трех предыдущих категорий ой как не просто! И задача управленца быть лучшим в организации, постановки целей, мотивации сотрудников и умении принимать взвешенные решения.

Обратите внимание, что даже в рамках данной классификации нельзя быть однозначно успешным во всем маркетинге. А ведь каждое отдельное направление маркетинга (реклама, исследования, управление продуктом и т.д.) накопили огромные пласты знаний и постоянно создают новый опыт, который надо постоянно изучать и анализировать, пробовать применять. А где на все взять время? Так что первая рекомендация – это определиться со специализацией. Конечно, вы ее сможете сменить в будущем. Но это означает, что с точки зрения профессионализма вы должны быть готовы откатиться на шаг назад.


Учиться, учиться, учиться

В первую очередь, вне зависимости от специализации, попробуйте поработать в продажах. Вы должны знать своего клиента и как работают продавцы. Многие замечательные маркетологи, которых я знаю, начинали именно с продаж. Надо ли дополнительно комментировать этот тезис?

Что же касается других общих рекомендаций, то обратите внимание на таблицу.

Конкретные подходы к обучению должны зависеть от уровня квалификации специалиста. Так, в Таблице 1 приведены рекомендации по выбору подходов к обучению.


Краткосрочное обучениеСреднесрочное обучениеДолгосрочное обучение
«Молодой» специалистНе рекомендуетсяРекомендуется для начала работы в узкой специализации, профессиональные курсыВысшее образование; Специальное образование
Специалист с опытом работы«Проблемные» семинары и тренинги; Освоение новых инструментов; Конференции; Мастер – классы; СамообразованиеКурсы переквалификации и повышения квалификации, комплексное освоение новых инструментовПолучение отраслевой специальности; Получение степени MBA
Экспертный уровеньОбучение через передачу опыта: выступление на мастер-классах, конференциях, как для коллег, таки для студентов ВУЗов и т.д. Курсы переквалификации и повышения квалификации, комплексное освоение новых инструментовDBA, eMBA, аспирантура и докторантура

Таблица 1. Рекомендуемые формы обучения


Осталось определиться с частотой. Ограничусь общей рекомендацией: раз в три месяца вы должны посещать некое событие, которое позволит вам получить новые знания, опыт или изучить альтернативный вашему взгляд на маркетинг. Но отдельно хотелось бы остановиться на некоторых компетенциях.


Всем, всем, всем

Часто, даже замечательным специалистам в области маркетинга не хватает двух компетенций. Под компетенциями я подразумеваю демонстрируемое поведение.

  1. Презентационные навыки – они часто ужасны. Вы не замечали этого на защите планов или конференциях? А как можно «продавать» идеи коллегам и руководству с таким качеством представления идей? Попросите ваше выступление снять на камеру и просмотрите его. Поверьте, желание совершенствоваться тут же возникнет у вас. Не давайте ему (желанию) уйти, учитесь «продавать» мысли.
  2. Преподавание – учите свое руководство и коллег маркетингу. Иначе будет существовать постоянный разрыв в восприятии и руководство не сможет просить то, о чем не знает. Как следствие, вы упустите шанс реализоваться на 100%. Как много времени вы отдаете преподаванию?

Естественно, что в маркетологе должно быть все прекрасно. Но на эти две компетенции надо обратить особое внимание.


Что делать

Надеюсь, моя заметка заставила вас задуматься и, возможно, мотивировала на действия. С чего начать? Подходить ко всему системно. Посоветуйтесь с тем, кто является для вас авторитетом, чего вам не хватает, где пробелы в знаниях и компетенциях. Пройдите тесты по вашей специальности, в сети вы их без труда найдете. Составьте план действий и контрольные точки, по которым будете определять, верной ли дорогой идете и вдохновляться на дальнейшее развитие.

Вот только жаль, признанной в России системы сертификации и аттестации маркетологов нет. Может создадим?



Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону +7 (495) 796-11-35 или по электронной почте avtor@src-master.ru.




Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning