Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.
Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.
Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.
Вспомните себя в любой ситуации, которая развивается не так, как вы ожидали. Что происходит в такие минуты? Что заставляет нас раз за разом повторять одни и те же ошибки и попадать впросак?
Путь к успеху пролегает не только через удачное стечение обстоятельств, нужные связи и кропотливый труд. Определенные взгляды на жизнь, стереотипы и установки во многом предопределяют события. Их совокупность, иногда называемая парадигмой мышления, является основой успеха или неуспеха каждого из нас. Изменение этой самой парадигмы и может быть основным инструментом в развитии личности и достижении больших целей! Например, то, как мы смотрим на изменения в нашей жизни, как мы взаимодействуем с ее неопределенностью, во многом может определить исход «сражения».
Но почему мы не находимся в пункте «Б», в котором хотели бы оказаться? Отчасти, конечно, из-за того, что этот путь требует времени и дополнительного опыта. Но давайте будем честными: многие в том же возрасте и при тех же стартовых позициях уже оказались там! Тогда, возможно, пункт «Б» это не просто другая точка – это какое-то новое мировоззрение, иные ценности, приоритеты.
Вступая в новый век, как в новую воду, представляем ли мы себе, какие новые парадигмы мышления необходимо будет примерить на себя? Какие стереотипы будут способствовать достижению желаемых результатов, а какие из них ограничивать наши движения?
Один из распространенных взглядов на происходящее вокруг – стремление к устойчивости. Человек всегда тянулся к стабильному и понятному. Объяснимое и предсказуемое не так страшно. Это пример распространенной парадигмы, которая предопределяет результат.
Более того, это не просто инстинктивное желание, это критерий, по которому мы оцениваем успешность себя и других. «Он взлетел, а потом упал» – критикуют одни. «Да, но это значит, что он был и там и там – за одного битого двух небитых дают» – утверждают другие.
Вряд ли стоит навешивать ярлыки: эта точка зрения правильна, а та не верна. Скорее, для нас будет интересным проанализировать, насколько из двух различных точек зрения одна эффективнее другой, какая из них приводит к успеху быстрее.
История вопроса гласит, что человечество на пути вперед и вверх действительно бесконечно искало основу. Общество искало надежность, четкие параметры и границы. И основа была найдена, вернее, выведена эмпирическим путем, чередой проб и ошибок, жертв и разочарований, совсем не там, где ее искали.
Давайте по порядку.
Сначала такие теоретики, как Ф.Тейлор и М.Вебер, обозначили в своих работах определенный этап развития менеджмента. Для этого этапа были характерны некоторые особенности. Так как дело было в конце позапрошлого – начале прошлого века и экономика была относительно стабильной, то и вывод, сделанный авторами, был следующий: «Мы можем контролировать свое будущее». Легко им было говорить тогда, когда еще ископаемых запасов было предостаточно, а информация в одну секунду не могла разорить самый устойчивый бизнес. Все было спокойно. Рынок был ориентирован на производство, а покупалось все, что продавалось. Будущее представлялось достаточно определенным. И все, что оставалось хорошему руководителю, это жесткая рука, подкрепленная приказами и инструкциями, а также использование прошлого опыта. Если получилось так вчера, значит, и завтра этот способ сработает.
Шло время. Новым теоретикам пришлось признать, что внешняя среда все-таки постоянно меняется. Более того, созревший рынок оказался более щетинистым. Продукция и услуги уже должны были удовлетворять определенные нужды и конкурировать с аналогами. Предстояло найти новые, подчас манипулятивные, способы взаимодействия между подчиненным и руководителем. Возможно, впервые бизнес начал стремиться к результату, не планируя прирост к уже достигнутым показателям производства, а предварительно прорисовывая образ, формулируя ясную и конкретную цель. Теперь будущее представлялось, как что-то неконтролируемое и рискованное. И тем не менее казалось, что точно просчитанный план действий в конечном счете гарантирует результат.
Это уже была революция – признать ограничения своих возможностей. Но по-настоящему никто не хотел отказываться от иллюзорности стабильности – кто захочет отдать «почву под ногами». Настоящее открытие пришлось на следующий шаг и совпало уже с нашим временем. В последние десятилетия П.Дракер, П.Сенге и другие пошли дальше – они возвестили о новой концепции, или, говоря уже нашим языком, о новой парадигме. Она была построена на постулате, что современная внешняя среда слишком динамична и изменчива. Игнорирующий сей факт напоминает ищущего ключи под фонарным столбом по причине того, что там светлее.
Чем же характеризуется этот этап? Рынок меняется с неимоверной быстротой, сенсорно реагируя на любые факторы и потребности. Ниши внутри сформировавшихся рыночных сегментов заполняются молниеносно. Продукция высокотехнологична, сложна и персонифицирована, то есть ориентирована на узкие группы потребителей. Информационные потоки усиливаются не по дням, а по часам. Причем противоречивые сигналы сменяют друг друга, не успевая стать достоянием общественности. А если выйти за рамки экономики: новые сумасшедшие коммуникационные возможности, глобальная политика, экологические катастрофы, общественные движения – все это атрибуты нового времени – века нынешнего!
Его девиз, даже если нам это не нравится: будущее не определяемо в принципе!
Во-первых, мы сталкиваемся с нестабильностью ежедневно. На уровне производственных отношений это конкурентная борьба, уже прямое, а не косвенное влияние политики на бизнес (и наоборот), экономические кризисы и другие угрозы внешней среды, коими для коммерческой фирмы, например, является все, даже жена руководителя.
На уровне межличностных отношений нестабильность проявляется в таких распространенных ситуациях, как увольнение с работы или угроза оного (например, при перестановках в высшем руководстве), встреча с клиентом на его территории или, скажем, начало работы в новом коллективе.
Вспомните себя в любой ситуации, которая развивается не так, как вы ожидали. Что происходит в такие минуты? Что заставляет нас раз за разом повторять одни и те же ошибки и попадать впросак?
Впрочем, в опыте каждого человека наверняка имеются и примеры, когда нестандартное поведение приводило к удаче, незабываемому яркому результату, к интересному развитию событий. Иногда безвыходные ситуации и отсутствие необходимых ресурсов заканчивались неожиданной победой! Помните выражение: «оседлать удачу»? Да, многим из нас легче довольствоваться иллюзией, что «гол был забит» по велению госпожи Удачи. Мы предлагаем оставить разговоры о случайности и удаче и хотя бы на время представить себе, что человек имеет к их происхождению непосредственное отношение.
1. Начните замечать (продвинутый уровень – записывать подальше от чужих глаз), что является вашей обычной, чаще других встречающейся, реакцией на ситуацию, выходящую из-под контроля. Вашим раздражителем может быть начальник, который накидывается, как всегда, с «несправедливыми» претензиями, или срыв особо важного для компании проекта; то, что ваши радужные ожидания не сбылись – обмануло туристическое агентство и пятизвездный отель оказался унылым клоповником с угрюмыми официантами и неработающим бассейном. Такие ситуации – постоянные наши спутники, даже для баловней судьбы. Работа заключается в нахождении закономерностей собственного поведения в моменты, когда вас что-то дезориентирует, когда «что-то не так, как я спланировал». Спрашивайте себя: «Что я чувствую сейчас? Какова моя первая реакция на ситуацию неопределенности, непредсказуемости? Как эта моя реакция мешает мне быть эффективным? Какие дополнительные препятствия я создаю тем, что именно так реагирую на происходящее? И, наконец, какие эмоции мешают мне быть гибким и действовать в аналогичной ситуации как-то иначе?»
Имеет смысл быть честным с собой – в конце концов ответы нужны только вам.
2. Опять же, при встрече с рассматриваемым типом ситуации (назовем его проблемным), находясь прямо в гуще событий, вы делаете попытку отстраниться от испытываемых в этот момент чувств и оценить то, что происходит с вами, как бы со стороны. Прерывается цепочка «стимул – реакция» – именно она потом заставляет нас жалеть о каких-либо совершенных поступках, недоумевая, почему так произошло. Этот прием позволяет создать некое внутреннее пространство, в котором вы сможете выбирать новые, ранее не используемые стратегии поведения.
Психологи называют такую способность к самоосознанию рефлексией. Она лежит в основе многих других техник личностного и профессионального роста. То есть мы будем часто встречаться с ней на страницах настоящего раздела. Поэтому рекомендация похожа на пословицу «Раньше сядешь – моложе выйдешь»: лучше начать развивать способность к рефлексии прямо сейчас.
Другой вариант: человек уповает на случай и молится, чтобы все прошло по намеченному сценарию. И хотя, возможно, он пытался подготовиться к различным способам интервьюирования, мысли путались при одном только образе будущей встречи. Более того, в этот момент кандидат начинал отгонять «плохие» мысли прочь (узнаете кого-нибудь из своих знакомых?). А они, естественно, возвращались с еще большей назойливостью.
Как вы думаете, были ли неожиданности в том собеседовании? Конечно! А если вы ответили отрицательно, значит, прочитайте статью еще раз.
Все с самого начала пошло не так. Во-первых, оказалось, что на беседу отведено всего пять минут. Во-вторых, представитель компании спешил и поторапливал человека. А главное, кандидат забыл дома свое резюме. Вопрос: в каком из двух описанных вариантов человек более адаптирован к собеседованию и имеет больше шансов быть услышанным и понятым?
Согласитесь, отличия в людях, которые в одной и той же ситуации исходят из различных парадигм, очевидны. А теперь помножьте число подобных «проблемных» ситуаций на 365. Назовем это средним количеством нестабильных ситуаций в год. А главным действующим лицом в каждой из них – являетесь вы!
Поэтому начните принимать жизнь такой, какой мы ее здесь расписали. Не сопротивляйтесь неопределенности! А приобретайте новые качества, которые могут пригодиться для эффективной деятельности: рефлексию, принятие, гибкость, предвидение, интуицию.
Помните про рефлексию! Это один из важнейших секретов успеха.
Принятие, как уже упоминалось ранее, обратно сопротивлению и не то же самое, что согласие. Вы можете не соглашаться с некоторыми (или всеми) идеями данной статьи, но имеет смысл хотя бы принять ее как одну из точек зрения. Причем без оценок. Как имеющую смысл хотя бы для кого-то, если не для вас. Принятие ситуации – это уже ваша сила. А принятие неопределенности – революция в отдельно взятых мозгах!
Гибкость – умение варьировать палитрой своих реакций на происходящее, выбирать как заправский художник наиболее подходящий к ситуации оттенок голоса, жестов, улыбки, своего образа. Мы не раз еще вернемся и к этому вопросу.
Предвидение – умение моделировать возможные варианты развития событий, так называемые сценарии – элемент стратегического управления, рассчитанный именно на неопределенность будущего.
И для этого необходимо учиться прислушиваться к себе, то есть развивать интуицию. Это куда полезнее, чем прибегать к услугам гадалок и предсказателей. Неопределенность как состояние так тяжела, что некоторые люди таким образом пытаются обмануть реальность, купить «точку опоры».
Но, господа, ее нет! Иначе Архимед уже перевернул бы мир. Давайте учиться жить в том мире, какой у нас есть сейчас! И находить преимущества того, что все может измениться в любую минуту.
Все будет так, если не будет как-то иначе.
Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков
Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству
Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию
Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning