Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.
Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.
Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.
Андрей Кулинич
Мои опросы руководителей компаний, отделов продаж, а так же менеджеров по обучению, показывают, что эффективность тренингов не до конца соответствуют ожиданиям. То, что вы читаете этот материал, так же подтверждает мои наблюдения: вы ищите новые эффективные инструменты. Почему тренинги не эффективны? Причин для этого достаточно, ниже рассмотрим наиболее серьезные из них.
Тренинг позволяет отработать то или иное умение и только в случае, если данной теме посвящено значительное время. В большинстве случаев, заказчик тренинга по продажам просит изучить достаточно широкий список тем, что сводит на нет весь эффект. Действительно, тренеру проще согласиться с мнением клиента и получить свой гонорар, чем настаивать на собственной точке зрения и долго объяснять ее обоснованность.
Причем, лишние споры с клиентом минимизируют шансы на получение заказа. Многие тренеры это отлично знают. В то же время, несмотря на отсутствие результата от тренинга, заказчик останется довольным. Хорошему тренеру легко этого добиться...
«Ни один тренинг не изменил жизнь участника...» – сказал Дэвид Майстер. И я с ним согласен на все 100%. Причин для столь громкого заявления как минимум две. Первая – это отличие умения от навыка. Немного определений.
Умение — способность выполнять действия, приобретенная в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык.
Навык — автоматизированное действие, подконтрольное сознанию и выработанное путем упражнений. При длительном отсутствии упражнений навык постепенно утрачивается.
Все мы обладаем умением выбрасывать мусор в урну, но не всегда это делаем. Так вот навык – это когда мы бросаем (и попадаем) мусор в урну не задумываясь!
Тренинг максимум поможет сформировать умение, но никак не навык. По итогам его проведения участники могут применять полученные умения, но крайне редко это делают. И тому виной вторая причина – отсутствие мотивации . Я не буду говорить насколько тяжело работать тренеру с группами, абсолютно не заинтересованными в новых знаниях. Речь идет о том, что сотруднику необходимо менять привычный стереотип поведения, а для этого необходим стимул . Чтобы умение стало навыком, необходимо регулярно (на протяжении нескольких месяцев) возвращаться к материалам занятий, пытаться применять их на практике и т.д. Из теории обучения мы знаем: при применении новых навыков на практике результат на некоторое время снижается. Это еще больше демотивирует сотрудников по отношению к полученным знаниям и все возвращается на круги своя. Многие ли способны работать над собой на основании полученных знаний и делают? Безусловно, есть отдельные само мотивированные индивиды, которые являются именно теми исключениями, подтверждающими общее правило. Претензий к тренингам в их сегодняшнем виде у меня много… но подведем итог. Единичные тренинги не эффективны и не приносят результат компании. Решением в данном случае могут быть регулярные занятия (скажем, раз в неделю), но далеко не многие компании могут или хотят себе это позволить. Есть ли способ эффективного обучения персонала, в том числе и работающего в продажах?
В настоящее время решений проблемы, описанной выше, разработано и опробовано достаточно много. Мне бы хотелось более подробно остановиться на одном из них способов решения, а именно: самообучающейся организации. А так как самые большие инвестиции в обучение сейчас идут в направлении продавцов, то именно на отделе продаж и предлагаю рассмотреть данный подход.
Для начала стоит разобраться с определением. Самообучающаяся организация – это организация, которая создает, приобретает, передает и сохраняет знания. Она способна успешно изменять формы своего поведения, отражающие новые знания или проекты . В нашем случае, сотрудники компании выступают и в качестве научных сотрудников и тренеров для своих же коллег, а и данный процесс систематичен. Данный подход несет в себе большое количество плюсов, о которых мы поговорим позже. Предлагаю рассматривать данный подход, как описание реальной ситуации.
Однажды, когда я руководил продажами и маркетингом, возникла необходимость провести оценку знаний и навыков продавцов в области техник продаж и свойств, продаваемых товаров. Наверное, данная процедура вам покажется обыденной и не сложной. Однако не стоит забывать про принцип «не навреди». Для того чтобы, сотрудники считали оценку справедливой, необходимо задать правила и сформировать эталонное знание. В противном случае, при вынесении неудовлетворительной оценки, у продавца всегда остается возможность сослаться на отсутствие формализованных стандартов и правил. Что может повлечь негативные реакции персонала связанные с моральным климатом, снижением авторитета руководства, вплоть до ухода из компании часто эффективных сотрудников. Так же мы посчитали необходимым подготовить продавцов к экзамену, а не отдавать все на самоподготовку. Можно ли совместить, формирование стандартов и подготовку к экзамену? А еще лучше вовлечь в этот процесс сотрудников?
Да, можно! И мой опыт доказывает это. На еженедельной основе по вечерам мы проводили занятия для сотрудников продолжительностью около трех часов. Наиболее подходящими днями для проведения таких занятий оказались вторник и четверг, сотрудники охотнее всего посещали занятия именно в эти дни.
Первая сложность, с которой мы столкнулись, было отсутствие мотивации сотрудников к обучению. Данная проблема выражалась в отговорках, почему не возможно посещение занятий. А так же в сопротивлении и саботаже работе на занятиях. Решили, правда, эти проблемы мы быстро, собственно вспомнив, ради чего все это затевалось – экзамен!
В компании был издан приказ, который регламентировал проведение экзамена и возможные последствия от его не сдачи. В частности:
Серьезный подход изначально показала серьезное отношение руководства к данному вопросу. А так же, обрисовал определенный спектр выгод и угроз для сотрудников. Помимо этого, руководитель отдела продаж провел личные беседы с каждым из сотрудников, выявляя причины сопротивления и поиска пути их нейтрализации. Безусловно, все начиналось не так просто, как хотелось бы. Но в дальнейшем, результат окупил все наши усилия.
Второй проблемой, с которой мы столкнулись, было не понимание специфики бизнеса приглашенным тренером. Он говорил правильные вещи, хорошо преподносил, но нам хотелось все-таки знаний адаптированных под нашу ситуацию. К тому же, приглашать тренера по вечерам не всегда возможно и достаточно накладно для компании, если делать это на регулярной основе. В то же время у сотрудников и руководства был собственный опыт продаж, а так же некоторые теоретические знания. В связи с этим приглашенного тренера попросили провести пару занятий с сотрудниками по тренерским навыкам и публичному выступлению.
После данного «тренинга для тренеров», между сотрудниками распределили темы занятий, которые они должны были подготовить и провести для своих коллег. Причем, темы назначались по принципу: если плохо разбираешься в каком-то вопросе, то тебе его и готовить. Японцы говорят: «Мастером можно стать только тогда, года у тебя появляются ученики». Пока сотрудник готовил данную тему, он осваивал ее лучше, чем любой другой продавец в компании. В распоряжении продавцов при подготовке была библиотека компании, видеоматериалы, Интернет, а так же возможность консультаций со старшими товарищами. Отсутствующая литература закупалась по требованию сотрудников.
В начале мы сомневались, что из этого получится что-то дельное. Но ребята старались и равнялись на уровень заданный внешним тренером. Плюс ко всему, понимая, что каждому придется провести мини-тренинг, лояльно и с пониманием относились к выступлениям. В итоге, мы получали переосмысление уже имеющегося опыта и отобранные лучшие идеи и техники для его совершенствования.
Чтобы не терять накопленный опыт, мы начали формировать «Книгу продаж» компании, куда вошли лучшие практики и техники, а так же одобренные и обсужденные материалы мини-тренингов. «Книга продаж» – это «живой» документ, который регулярно дополняется и корректируется с учетом появления новой информации и знаний. Одновременно данный документ решает ряд вопросов:
Книга продаж – сбор правил, методов и подходов продавцов компании, которые доказали свою эффективность. Является одновременно инструментом стандартизации деятельности, а так же быстрого обучения новичков, совершенствования подходов к продажам.
Структура книги продаж является произвольной и зависит от целей и задач компании. Ее наполнение может вестись последовательно самими продавцами (каждому поручается подготовить отдельную главу). Содержание книги продаж должно меняться вместе с изменением внешней ситуации и наработкой новых эффективных методов и подходов.
Книга имеет различия для компаний торгующих в розницу и в b2b отраслях.
Основные главы книги и их расшифровка:
Что важно, так это то, что книгу продаж нельзя украсть или скопировать. Данная книга должна быть разработана на основе опыта и знаний самой компании! В противном случае, она не приживется и дискредитирует идею. Книгу не должен писать руководитель, это совместная работа всех сотрудников компании, которые занимаются продажами. Процесс вовлечения сотрудников делает результат более значимым и уменьшает сопротивление сотрудников нововведениям.
Опытным путем сложилась и наиболее оптимальная структура занятий. Каждый тренинг состоял из трех частей. Первая часть, это мини-тренинг на заданную тему, подготовленный одним из продавцов, продолжительностью примерно один час. После чего сотрудники пили чай и обсуждали прошедший тренинг, прошедшую неделю и проблемы в общении с клиентами, произошедшие на прошлой неделе. Это и есть вторая часть занятий. Мы всячески приветствовали байки продавцов об их общении с клиентами. Но только при условии, что эти байки добродушные по отношению к клиентам. За нехорошие и грубые ассоциации, сотрудники жестко наказывались, но это тема другого разговора.
Как правило, на одном из сложных вопросов или заранее подготовленных руководством, группа останавливается более подробно и устраивает мозговой штурм: «а как лучше было всего поступить в данной ситуации?». Т.е. фактически устраивается мозговой штурм, результатом которого является перечень вариантов действий. Что бы проверить действенность выбранных вариантов и закрепить их на практике, существует третья часть занятий. Продавцы «проигрывают » данную ситуацию, что позволяет отработать и закрепить навык. Как показал мой опыт работы с многочисленными командами продавцов, игра имеет и другие положительные последствия. Те продавцы, которые регулярно участвуют в ролевых играх, раскрепощены в процессе общения с клиентом, уверены в себе и, как правило, более результативны.
Таким образом, 3-х часовые занятия объединяют в себе мини-тренинг, групповое обсуждение и отработку практических навыков. Результаты работы на каждом занятии являются основой для дополнения и модификации книги продаж.
Через три месяца еженедельной подготовки сотрудников и создания книги продаж, пришло время проверить наши усилия. Экзамен чем-то напоминал аналогичное мероприятие в высшем учебном заведении. Скорее всего, по следующим моментам:
Оценки на экзамене не должны быть следствием прошлых достижений в продажах и выставляться объективно. В этом случае, вы получите эффективный инструмент мотивации и контроля знаний. В частности, на первом же нашем экзамене, один из лучших продавцов не смог получить базовую квалификацию «продавец». К сожалению, продемонстрированные знания не позволяли поставить положительную оценку даже с натяжкой. После объявления результатов был долгий и серьезный разговор с данным сотрудником, он был готов «положить на стол» заявление об уходе из компании. Причина столь печального результата была повышенная самонадеянность и, часто, необоснованная «звездность». В виде исключения «двоечнику» разрешили пересдать экзамен через три месяца, что он и сделал просто блестяще . Кстати, отрицательный на первый взгляд момент с несдачей «звездой» экзамена, здорово поднял авторитет данного события среди продавцов. В целом, получение положительной оценки на экзамене не является данностью и процент неудовлетворительных оценок может достигать 50%. Главное, чтобы оценки выставлялись на основании фактической подготовки и ответов экзаменуемого по заранее объявленной и формализованной процедуре.
Если не останавливаться после первого экзамена и начинать сразу подготовку ко второму, то регулярное обучение станет для продавцов привычным и естественным. Более того, в случаях, когда данное обучение на некоторый срок приостанавливалось по разным причинам, сами продавцы напоминали, что было бы хорошо восстановить его и чем раньше, тем луче. Что важно, компания получает инструмент регулярного обучения и повышения квалификации сотрудников, но о выгодах несколько ниже.
Внедрению самообучающегося отдела сопутствует ряд типичных ошибок:
Пройдя данный путь уже не один раз, я отлично понимаю и сложности и проблемы данного подхода к обучению. А именно:
Однако выгоды, на мой взгляд, значительно перевешивают те сложности, с которыми вам придется столкнуться. Некоторые выгоды были совсем не очевидны в начале проекта, но стали явными в процессе его существования. Давайте остановимся подробнее и на выгодах:
Список можно продолжать достаточно долго. Более того, каждая из компаний найдет и свои индивидуальные выгоды от внедрения данного подхода.
Конечно, самообучающийся отдел продаж не является панацеей и, скорее всего, подойдет не всем предприятиям! Но, тем не менее, выгоды которые несет в себе самообучающийся отдел продаж, должен заставить вас задуматься о его внедрении.
Удачи!
Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков
Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству
Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию
Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning