Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.
Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.
Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.
Анна Гордеева
Управление движением покупателей – одна из самых интересных и ключевых для управления продажами в магазине тем. Особенно актуальной для российской розницы она стала именно в последние годы: изменился рынок, изменились сами покупатели.
Серьезно обострилась конкуренция, и если раньше в типичном спальном районе был один магазин «Все для дома», то сейчас их несколько, не считая крупных городских и районных торговых центров, а также возможности купить необходимый товар через Интернет или заказать по каталогу. Это означает, что у покупателя появился больший выбор, куда пойти за покупкой в случае необходимости...
Или просто так... Это еще один (новый) повод зайти в магазин. То есть изменилась сама модель взаимодействия клиента и торговой точки. Если раньше нужен был повод и необходимость, то сейчас достаточно просто свободного времени: «Мне ничего особенно не нужно, но можно заехать, посмотреть, что новенького». Кстати, именно поэтому торговые центры сейчас являются главными конкурентами других мест проведения досуга.
И хочу заметить, что таких посетителей ТЦ – большинство. В своей книге «Почему мы покупаем. Мотивация и стратегия продаж» Джим Пулер говорит о том, что 2/3 всех товаров рационально покупателям не нужны, то есть в них нет острой необходимости (возможно, это не совсем корректно в отношении нашей страны, где средний класс пока только начинает расти, но в целом для жителей больших городов это высказывание будет вполне подходить). При этом известно, что 80% решений о покупке принимается именно в магазине.
Таким образом, задача ретейлеров на насыщенном или насыщающемся рынке совсем не тривиальна: привлечь покупателя именно в свой магазин, заинтересовать его именно своим товаром, удержать, так как чем больше времени покупатель проведет в магазине, тем больше вероятность покупки и тем больше средний чек. Сегодня мы поговорим о том, как это сделать.
Конечно, у каждой отрасли свои особенности (магазин БТЭ сложно сравнивать с ювелирным), но принципы ведения покупателя по магазину схожи. Поэтому мы сначала разберем особенности восприятия людей в магазине вообще, а затем рассмотрим приемы управления и оптимизации покупательского потока.
Итак, под управлением покупательским потоком подразумевается спектр архитектурно-строительных и дизайнерских решений, способствующих более длительному пребыванию покупателей в магазине, а также (потенциальному) увеличению конверсии (количества покупателей среди посетителей) и среднего чека.
Как было сказано выше, принципы ведения покупателя схожи. Причина этого проста: восприятие человека функционирует одинаково, вне зависимости от формата. Не углубляясь в детали физиологии восприятия, выделю два релевантных в связи с заявленной темой аспекта восприятия людей:
Рис.1. Типичный супермаркет
Сегодня я представлю некоторые инструменты, которые могут поспособствовать ведению покупателей по магазину и более длительному их пребыванию.
Помогайте покупателю сориентироваться прямо на входе. Здесь происходит первичная ориентация – то есть поверхностный осмотр магазина. Если посетителю сразу понятно, что где располагается и куда ему надо идти, это весьма способствует дальнейшему взаимодействию.
Для того чтобы это было возможно, очень важно соблюдать правило обзора, то есть располагать оборудование и товарные группы таким образом, чтобы покупателю из любой точки был виден весь (или почти весь) магазин. Для этого надо соблюдать аренную перспективу, то есть располагать оборудование и товар таким образом, чтобы более высокие элементы не загораживали низкие (рис. 2). Стопроцентное соблюдение аренной перспективы практически невозможно, так как всегда хоть какой-то элемент оборудования будет загораживать какой-либо товар.
Рис.2. Аренная перспектива
В общем-то, ничего трагичного в этом нет, просто нужно помнить о принципе и в случае необходимости время от времени перевешивать или переставлять товар или… привлекать к нему внимание другими способами.
Рис.3. Магазин COMFY
По возможности выделяйте основные проходы. Это те траектории, по которым мы хотим провести покупателей. Для этого можно определенным образом расставлять торговое оборудование или, если это логично для магазина, выделять траектории особым цветом напольного покрытия (рис. 4).
Рис 4. Основной проход в магазине «М.Видео»
Если есть возможность, выделяйте основное направление движения потолочными элементами или светильниками – таким приемом успешно пользуются и Nike, и Reebok, и Adidas (рис. 5).
Рис. 5. Магазин Addidas
Надо стараться располагать зоны и товар внутри зон, исходя из логики поиска покупателем товара. Так, одни магазины по продаже обуви будут расставлять продукцию по размерам (все для 36, все для 37 и т. д.), другие – по стилям (casual, комфорт, вечерняя), третьи – по брендам, маркам производителей.
Так как у каждого магазина своя стратегия и своя ЦГ, то обувь может быть сгруппирована в зоны и расставлена по-разному.
Рис. 6. Презентация бренда Weleda
Рис. 7. Фокусная точка в магазине Addidas
Рис. 8. Фокусная точка в магазине Fressnapf
Опубликовано в журнале "Управление магазином"
Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков
Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству
Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию
Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning