Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.
Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.
Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.
Аннотация
Данная статья является продолжением статьи «Организация и управление проектами развития в коммерческом банке» [3], в которой были рассмотрены основные понятия и стандарты управления проектами, приведена методика управления проектами и примеры её практического применения в банках. В рамках одной методики сложно охватить и подробно описать все факторы, проблемы и «подводные камни», влияющие на проект, поэтому эти темы рассматриваются отдельно в данной статье.
Некоторые факторы раскрыты подробно, с примерами из реальных банковских проектов и пояснениями.
На основе анализа успешных и неудачных проектов развития в различных коммерческих банках автором выявлено несколько общих факторов, которые значительно влияют на данные проекты и которым следует уделять большое внимание на всех этапах жизненного цикла проекта. Перечислим этим факторы.
Следует различать проект и текущую деятельность банка, которая реализуется в виде бизнес-процессов. Текущая деятельность не требует применения специальных проектных методик и технологий, рабочих групп и дополнительных ресурсов.
На практике часто встречаются ситуации, когда задачи, ради которых запускается полномасштабный проект, гораздо дешевле, проще и эффективней выполнять в рамках текущей деятельности, пусть с намного большими сроками и чуть меньшими результатами.
Поэтому банку перед инициированием соответствующих задач необходимо принять правильное и взвешенное решение, в каком формате их выполнять: в виде полномасштабного проекта, либо в виде текущей деятельности на основе действующей оргструктуры и имеющихся ресурсов.
И иногда принимаются неправильные решения. Запускается проект с привлечением больших финансовых, человеческих и других ресурсов, а достаточно просто принять в штат ключевых структурных подразделений 1-2-х новых высококвалифицированных специалистов и закрепить за ними постоянные обязанности.
Некоторые банки, к сожалению, даже не подозревают о том, что та деятельность, которую они называют «проектами», на самом деле является обычной текущей деятельностью. И отсюда возникают все проблемы. Результаты хотелось бы получить, как в настоящем проекте – в полном объёме и в короткие сроки, а проекта на самом деле нет – нет официальных рабочих групп, нет детального и строгого планирования, нет достаточных ресурсов, нет активного вовлечения персонала и лидерства руководства и так далее.
Текущая деятельность подразумевает закрепление необходимых задач в функциональных подразделениях банка (например, в должностных инструкциях или положениях о подразделениях) и их решение в зависимости от приоритета и по мере загруженности персонала своими основными работами. Как говорится, если сегодня что-то не успели по объективным причинам, можно сделать завтра.
Управление данными задачами может быть возложено на подразделение (или представителя руководства банка), которые являются потребителями результатов.
Например, если рассмотреть задачу построения системы менеджмента качества (СМК) банка не в формате проекта, а в формате текущей деятельности, то можно получить следующую картину.
Работы по описанию / актуализации бизнес-процессов, необходимых для СМК, может взять на себя отдел бизнес-процессов и методологии и заниматься ими наряду с разработкой других бизнес-процессов и нормативных документов. При этом данные работы по СМК могут занять как 1 год, так и более.
Разработку / актуализацию и контроль показателей и требований к качеству бизнес-процессов может взять на себя подразделение банковских продуктов и продаж, а также главный технолог банка.
Ещё раз подчеркнём, что для всего этого не требуется создание новых структурных подразделений в банке и рабочих групп, не требуется разработка строго календарного плана и привлечение дополнительных ресурсов. Не нужно прорабатывать риски, не нужно заботиться о вовлечении персонала, т.к. необходимые задачи уже входят в постоянные текущие обязанности сотрудников банка.
У любого проекта в банке можно выделить 2 составляющих (стороны): методическая, организационная. В реальности их намного больше, но нас в рамках данной работы интересуют эти две.
Соответственно и руководитель проекта разделяется на 2 роли: организатор (куратор) проекта, методолог проекта. Они могут выполняться как одним человеком, так и двумя (например, один человек со стороны банка, второй – со стороны консалтинговой компании). При этом последний вариант (2 человека) предпочтительней.
Рассмотрим более подробно эти составляющие.
Для данных ролей (Организатор, Методолог) можно привести аналогию ролей профессионального форума (например, в Интернет) или группы «Мозгового штурма». В этом случае есть 3 роли: руководитель, модератор, пользователь. Если описать их функции в контексте организации и управления проектом, то получится следующее.
Модератор создаёт темы и задачи для обсуждения и решения.
Пользователи выдвигают свои предложения, информацию и решения задач.
Модератор рецензирует информацию пользователей, отбирает и обрабатывает оптимальные решения, готовит окончательный результат проекта.
Руководитель управляет форумом / группой в целом, организует работу и взаимодействие пользователей, повышает популярность форума, мотивирует пользователей к активному участию, привлекает новых пользователей.
Каждая из рассмотренных составляющих (сторон) проекта одинаково важна и необходима.
Можно успешно организовать проект и наладить взаимодействие со всеми участниками, но потом окажется, что он выполняется методически не правильно, и получены не те результаты, которые ожидались.
Можно успешно методически спланировать и выполнить проект (разработать много правильных документов, решений и т.п.). Но если не обеспечить его качественную и всеохватывающую организацию, то проект или зайдёт в тупик, или его результаты не будут работать на практике, т.е. восприниматься сотрудниками банка.
Изучая опыт работы на банковских проектах коллег-специалистов и их результаты, а также некоторые проекты с личным участием, автор выявил следующие интересные ситуации.
Проекты хорошо планируются, используются необходимые ресурсы и программные продукты, есть достаточно квалифицированных специалистов и рабочих групп, даже есть Организаторы, двигающие проект вперёд. Но почему-то проект «буксует», выполняется очень медленно, в некоторых случаях не доходит до завершения, а если и завершается, то не с тем результатом, который планировался.
Причин может быть достаточно много, и преодолеть их все не представляется возможным. Значит, для решения проблемы необходимо посмотреть на неё сверху, системно.
Оказывается, большинство этих причин сводятся к одной – зрелость банка для реализации определённого проекта развития. Зрелость банка и уровень его развития – несколько разные понятия (в рамках настоящей работы), хотя и пересекающиеся.
Уровень развития – это накопленная совокупность прошлых достижений банка.
Зрелость – это готовность и способность банка к будущим достижениям.
Проекты развития также можно классифицировать по требуемым уровням зрелости банка.
Например, проект требует от банка уровня зрелости 5, а у банка на текущий момент уровень зрелости 2. И что бы ни делалось для успеха проекта, он всё равно не будет на 100% успешным.
Определить зрелость банка для реализации проекта достаточно просто. Для этого необходимо оценить каждую категорию из Табл. 1, поставить по ней плюс или минус. Затем сложить количество плюсов и получить уровень зрелости.
Всего в таблице 8 категорий зрелости, соответственно высший уровень зрелости банк будет иметь при удовлетворении всех категорий.
Для каждой категории зрелости приведены описание, способ оценки (как и на основе чего оценить требования категории), способ удовлетворения (как удовлетворить требования категории).
Перевод банка на более высокий уровень зрелости – сложная и небыстрая задача. Для этого необходимо реализовать перечень мероприятий, часть из которых описана в столбце «Способ удовлетворения» Табл. 1.
Категория «Уровень развития» является специфической и зависит от конкретного проекта. Это обусловлено тем, что разные виды проектов требуют разного «фундамента» (наработок) в банке. [2]
Например, для проекта оптимизации бизнес-процессов требуется, чтобы в банке уже были модели бизнес-процессов. Для разработки системы сбалансированных показателе BSC/KPI требуется, чтобы у банка была формализованная миссия, политика, стратегии, цели.
Таким образом, принимая во внимание уровень зрелости банка, принципиально меняется схема организации проекта. Раньше консультанты (или новые штатные специалисты) приходили в банк и, проведя диагностику требуемого участка деятельности, начинали работу согласно подготовленному плану и классическим методикам.
Теперь, уже зная представленные выше материалы и выводы, сначала внимательно определяется уровень зрелости банка для реализации проекта. И только потом решается, стоит начинать проект или нет. Если уровень зрелости банка не позволяет начинать проект, то разрабатываются и реализуются мероприятия по переводу банка на более высокий уровень зрелости, либо проект отменяется. После реализации мероприятий оцениваются их результаты, и снова принимается решение о запуске проекта.
Приведём примеры ситуаций в реальных банках по каждой категории зрелости. Данные примеры показывают, что даже, когда одна категория зрелости не удовлетворялась, проект терпел неудачу.
Автор выражает уверенность, что культура управления проектами и сам этот процесс будет всегда поддерживаться в банках на высоком уровне и повышаться. Для этого есть всё необходимое: стандарты, методики, технологии и специализированные программные продукты. А факторы, подробно рассмотренные в данной работе, должны также сыграть свою положительную роль и оказать содействие для успеха проектов. Важно только всегда помнить о них (что называется, на подсознательном уровне) и соблюдать их как перед началом каждого проекта, так на всё протяжении работ.
Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков
Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству
Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию
Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning