Вверх




Новости:

Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.

28.10.2024

Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.

09.09.2024

Тренинг эксперта состоится в Москве 23-24 сентября.

22.08.2024
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


По спирали знаний


Любовь Гвоздилина

Когда в конце 80-х годов прошлого века Карл Вииг ввел в профессиональный обиход понятие Knowledge Management (КМ) , он буквально «выпустил из бутылки» информационного джина: с тех пор на тему управления знаниями написаны километры текстов , а количество профессиональных дискуссий бьет рекорды популярности среди прочих тематик. И неудивительно – с одной стороны, интерес к знанию, познанию мира / когнитивному циклу возник со времен мыслителей древности. Как говорится, наболело. С другой стороны, риски «информационного взрыва» требуют новых решений по использованию растущих, как снежный ком, объемов данных в интересах общества и бизнеса.

К обсуждению популярной темы подключились философы, социологи, HR-менеджеры, IТ-специалисты, юристы, маркетологи, пиарщики, бизнес-аналитики, и это еще не полный перечень заинтересованных сторон. Все единодушны во мнении, что знаниями нельзя разбрасываться, их надо уметь собирать, сохранять и передавать новым поколениям, чтобы каждый раз не изобретать велосипед. Для всех очевидна угроза «корпоративной амнезии» (размывания опыта организации и, как результат, потери ее конкурентоспособности), о которой предупреждал британец Арнольд Крансдорф . Выбирая между неблагозвучным диагнозом амнезии и оптимистичной перспективой обучающейся организации (learning organization) , мы, конечно, выбираем последнее.

Идеология КМ получила значительное распространение с появлением Интернета, а также уникальных продуктов IBM, Microsoft и пр. Среди этих продуктов особое место занимают средства совместной работы, системы управления контентами и, конечно, инструменты WEB 2.0 как следующее поколение интернет-систем. Эти инструменты позволяют использовать тот самый «коллективный разум», который необходим для генерации и применения корпоративных знаний.

Если коротко резюмировать все сказанное за последнее время на тему КМ, то речь идет о новом типе организации, новой парадигме менеджмента и новой компетенции ее руководителей – управлять интеллектуальными активами так же, как они управляют, например, активами финансовыми. Руководитель может мыслить категориями конкретных людей, или центров экспертизы, или интеллектуальных продуктов. Главное – он должен понимать, где, каким образом и какого качества сосредоточены знания в организации, чтобы «двигать» этими активами для решения бизнес-задач.

Новый тип организации надо строить, буквально по шагам, начиная со стратегии компании:

  • интегрировать КМ в миссию и стратегию компании (Strategic Initiative);
  • обеспечить контроль КМ на уровне топ-менеджмента компании (Board Level)
  • определить ключевые показатели эффективности КМ в терминах доходности бизнеса (Return on Knowledge Assets);
  • настроить системы мотивации, корпоративного обучения, внутренних коммуникаций и IT на реализацию целей КМ;
  • в частности, выбрать и локализовать, с учетом специфики компании, IТ-платформу для сбора, хранения, распределения, оперативного доступа и обновления знаний;
  • интегрировать КМ в корпоративную культуру (Brand-Making Factor).
Первые практические шаги на пути к КМ выглядели очень оптимистично. Так, в начале 2000-х годов в западных компаниях появилась позиция директора по управлению знаниями (Chief Knowledge Officer), а в бизнес-школах были созданы факультеты для подготовки специалистов по КМ. Как результат, на «клубном» сайте Дэвида Гертина, посвященном КМ (gurteen.com), сегодня можно увидеть вакансии менеджера знаний, в которых описание профиля позиции занимает половину монитора.

Что же происходит у нас? Многие эксперты утверждают, что в российской практике понятие КМ сужено до внедрения систем дистанционного обучения (LMS).

На самом деле, наш опыт не ограничивается LMS. У нас есть и фундаментальные исследования по управлению знаниями, и обстоятельные труды, и многочисленные публикации . В практическом плане мы создаем HR-технологии, в центре которых – люди, уникальные носители знаний («отторжение знаний», вовлечение «носителей» в систему корпоративного обучения, создание центров экспертизы, развитие институтов наставничества, кураторства, менторства; мотивация интеллектуального творчества, пр.).

И все же, наши результаты пока не набирают критической массы, позволяющей говорить о долгожданном «сдвиге парадигмы» и приближении «эры знаний».

Не происходит главного - управлением знаниями не занимаются руководители бизнеса. Занимаемся мы, эйчары, на линейном или функциональном уровне, а это значит, что все наши действия носят «заплаточный характер» - мы решаем отдельные задачи, но не строим стратегические системы КМ. И не появились у нас специалисты с профилем и репутацией менеджера знаний – увы, не сформировалась такая потребность у бизнеса.

Очевидно, что российский этап «спирали знаний» затянулся надолго. Скептики утверждают, что профессиональное сообщество «переболело» КМ, так и не получив убедительных результатов.

Но, согласитесь, есть в теме КМ какая-то профессиональная магия, которая заставляет нас возвращаться к ней снова и снова. Возможно, эта притягательность заключена в простом тезисе Майкла Полания, с легкой руки которого в теорию КМ вошло понятие «скрытых знаний» : «мы знаем больше, чем можем рассказать». Это, безусловно, относится к скрытым знаниям организации, которые так хочется извлечь и превратить в дополнительные ресурсы конкурентоспособности бизнеса.

Но этот тезис также применим и к нашему профессиональному сообществу: возможно, мы знаем больше, чтобы ответить на ключевые вопросы: что должно произойти, чтобы сформировалась новая управленческая ментальность и руководители стали реальными владельцами интеллектуальных активов компании; как строить целостные системы КМ (обучающиеся организации), как самим эйчарам становиться эффективными менеджерами знаний и пр.? Для поиска ответов на эти вопросы стоит возвращаться к теме управления знаниями. Или – признаться, что «переболели».

Корпоративные университеты, №37, 2012 г.



Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону +7 (495) 796-11-35 или по электронной почте avtor@src-master.ru.




Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning