Вверх




Новости:

Если вы входите в число тех, кто «готовит телегу зимой», сейчас самое время запланировать обучение на следующий год со скидкой до 50%.

04.12.2024

Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.

28.10.2024

Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.

09.09.2024
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Бюджетирование: дорожная карта, анализ сильных и слабых сторон


Эдуард Иванченко

Михаил Серов

У бюджетирования есть своя дорожная карта, которая позволяет всем участникам процесса видеть общий алгоритм действий и понимать свою роль в этом непростом процессе.

Применение дорожной карты позволяет избежать ошибок в координации и реализации последовательности этапов. Да, пусть некоторые шаги являются специфическими и возникают у организаций в различных видах деятельности, но в целом дорожная карта является универсальным инструментом для производственного и торгового бизнеса.


1-й шаг: извлечение целей из стратегии организации.

Правда, сначала организация должна понять, доступны ли ей все составляющие типового процесса. Например, в последовательности шагов цели для процесса составления бюджетов нужно взять из «Стратегического плана по развитию бизнеса», а такой документ не всегда есть у организации. Гораздо проще попросить директора по продажам составить и прислать план продаж на следующий год (или провести корректировку перспективного плана по продажам на 3-4 года). Директор по продажам возьмёт план прошлого года, подумает, сколько процентов добавить. Если добавить менее 5%, то тогда бонус не получить, если добавить более 25%, то тогда придётся обосновывать такой значительный рост. Лучше прибавить 15%, а за перевыполнение получить премию. Нет, лучше пусть цифра будет некруглой, так больше доверия…

И в результате план по продажам на следующий год уже готов и его можно отправлять в отдел бюджетирования. А финансисты принимают план продаж за основу, и через некоторое время жизнь всей организации подчиняется фантазии директора по продажам.

Если придерживаться дорожной карты, то Стратегия жизненно необходима, а это весьма сложный продукт, качественно составить который весьма и весьма непросто. Потому что нужно проанализировать состояние внешней и внутренней среды, то есть описать будущее состояние отрасли, экономики страны, оценить влияние международного окружения, провести анализ организации в разрезе основных функций и, на основе полученных результатов, перейти к процедуре выбора стратегии.

Такое глубокое погружение в процесс исследования будущего должно вызывать более качественные и точные оценки плана продаж. И организация в результате получит более адекватный бюджет и сможет его выполнить.

2-й шаг: изучение опыта прошлых лет.

Также значительно повысить точность входных данных и избежать ошибок прошлых лет может использование план-фактного анализа исполнения бюджета за прошлый год. Такой отчёт, содержащий разносторонний анализ результатов исполнения бюджета за прошлый год (помимо анализа совершённых ошибок) должен содержать и рекомендации для следующего цикла планирования. В результате организация становится защищенной от совершения ошибок, допущенных в прошлом году. Только нужно научиться делать такой анализ действительно разносторонним, а не довольствоваться сопоставлением двух цифр и получением процента отклонения. Важно помнить, что разносторонность подразумевает и фиксацию ошибок стратегического уровня в оценке параметров внешней и внутренней среды.

Несколько шагов, обычно не вызывающих у организаций затруднений, мы пропустим и перейдем к более сложному пункту.

11 шаг: оценка финансового потенциала.

Для формирования инвестиционного бюджета, являющегося составной частью плана по развитию бизнеса, необходимо понимание финансовых возможностей организации. Мы говорим о сумме денежных средств, которые она может выделить (аккумулировать) на развитие.

В процессе оценки анализируются:

  • свободный денежный поток,
  • товарные запасы,
  • дебиторская задолженность,
  • кредит доверия у банков,
  • возможности акционеров

…и в результате появляется максимально возможная сумма инвестиций в развитие. Все деньги вкладывать в развитие слишком рискованно, и нахождение оптимальной величины «от нуля до максимальной суммы» производится через анализ рисков.

12 шаг: инвестиционный бюджет.

Определив возможности по величине инвестиций в развитие, можно составлять план и бюджет по развитию. Поскольку многие подразделения и руководители любят и умеют развиваться (осваивать бюджеты), то иногда на данном шаге разгорается нешуточная борьба за ресурсы. Хотите «остудить горячие головы»? Предложите произвести оценку срока возврата инвестиций, составить рейтинг по скорости возврата и привязать мотивацию к результатам возврата инвестиций. В результате получаете эффективно работающий механизм инвестирования в развитие.

18 шаг: финансовый анализ по бюджетам.

Большинство организаций просто не знают, что по бюджетам полагается делать такой же финансовый анализ, который обычно делается по отчетам за прошлый период. В этом анализе и есть смысл бюджетирования – определить финансовое состояние и произвести сравнение – в будущем будет лучше или хуже. Далее полагается завершить такой анализ подготовкой графиков, в которых сводится прошлое из отчетов на интервале 5-9 лет и будущее из бюджетов на 3-4 года вперед. По таким графикам хорошо читаются тенденции, и становится понятно, какие составляющие бюджетов устроят акционеров, а какие придётся оптимизировать.

На дорожной карте сейчас Вы видите 18 шагов, но их количество сильно зависит от масштаба и уровня сложности бизнеса. Например, в дорожной карте производственной машиностроительной организации можно увидеть от 35 до 45 шагов. И это ещё не предел. Спускаясь в детализации до уровня подразделений, данный инструмент начинает напоминать паутину, связывающую деятельность всех отделов и определяющих качество и точность формирования картины будущего организации.

Дорожная карта бюджетирования – полезный инструмент, который заставляет организацию стать профессиональнее и эффективнее. Её использование в большей степени защищает интересы акционеров и делает бизнес более надёжным и, в ряде случаев, более доходным.



Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону +7 (495) 796-11-35 или по электронной почте avtor@src-master.ru.


 Семинары автора с открытой датой:




Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning