Если вы входите в число тех, кто «готовит телегу зимой», сейчас самое время запланировать обучение на следующий год со скидкой до 50%.
Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.
Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.
Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.
Самые незаметные (на первый взгляд) ошибки в финансовом управлении могут приводить к катастрофическим последствиям на интервале 3-4 года. В повседневной жизни эти ошибки не проявляются, поскольку они чаще всего не связаны с операционной деятельностью, а вот на более длительных интервалах они могут многое разрушить.
1-ая ошибка (стратегическая): в управлении активами.
Когда бизнес доходен (то есть рентабельность продаж по чистой прибыли более 10%), то акционеры и владельцы активно набирают кредиты для финансирования процесса развития бизнеса. При этом они чувствуют себя весьма уверенно и считают, что финансирование быстрого роста за счёт заемных денежных средств - это правильный путь. Но в определенный момент на любом рынке наступает период насыщения, усиления конкуренции и снижения доходности и, если допустить снижение доходности и сохранить значительные кредиты, то в течение 1,5 – 3 лет можно попасть в тупик.
Как проявляется проблема? Рентабельность капитала, инвестированного в бизнес, снижается, например, до уровня 12%, а Ваша организация под такой же процент берёт кредиты и, если не принять серьёзных мер, то организация может встать на путь разорения.
Как избежать возникновения такой проблемы?
Что необходимо контролировать ежемесячно или ежеквартально? Соотношение между рентабельностью капитала (ЧП+%%/Активы, средние за период) и стоимостью заемного капитала (%% по заемному капиталу за год/среднюю сумму заёмного капитала за год).
Как только разница между этими показателями (спрэд) сократится до тревожной величины в 5-10%, и при этом стремится к сокращению (к падению доходности) - время бить тревогу. В такой ситуации уже пора останавливать процесс развития и начинать возвращать кредиты, доводя показатель структуры капитала (собственный капитал/заемный капитал) с уровня ½ до уровня 1/0,3. Такой маневр позволит акционерам избежать проблем с возвратом кредитов в будущем, когда отдать их нет реальной возможности, и сохранит им бизнес и относительное спокойствие.
2-ая ошибка (методическая): неполная структура расходов в «Отчёте о прибылях и убытках» (в отчёте о доходах и расходах).
Если в состав расходов забыть включить одну или три статьи, то возникнет эффект завышения чистой прибыли, которую организация начинает активно инвестировать в развитие. Итог – компания уходит в минус.
Как избежать возникновения такой проблемы? Проверять структуру расходов в ОДР на полноту, то есть проверять, все ли затраты отражены в отчёте.
3-ая ошибка: целеполагание в бюджетировании.
При разработке бюджетов необходимо выполнять процедуру разработки стратегии. Из стратегии бизнеса извлекать цели по продажам и производству на следующий год и передавать их в виде специального документа в отдел бюджетирования. Такой подход считается корректным.
А если директор по продаже «прикинет» минут за 30, каким ему видится объём продаж на весь следующий год, и озвучит свои мысли руководителю отдела бюджетирования, то вскоре организация начнёт жить по бюджетам, основанным на сиюминутном мнении директора по продажам, и есть все шансы потратить бюджет сполна, а выручку недополучить.
4-ая ошибка: отсутствие интерпретации результатов финансового анализа для руководителей.
Для доведения результатов финансового анализа до генерального директора и акционеров полезно писать пояснительную записку, где максимально ясно устанавливать коридоры по показателям, которые понятны для директоров и акционеров.
Например, написать, что в 2015 году наша организация может максимум привлечь 300 млн. рублей (или у.е.), выдать товарных кредитов дополнительно не более 300 млн., привлечь дополнительно товарных кредитов от 300 до 500 млн.
Такие «флажки» являются понятным результатом финансового анализа для любого генерального директора, а если он затребует дополнительных пояснений, то тогда ему придётся окунуться в финансовую механику (если он к этому готов) и начать слушать объяснения финансиста по каждому финансовому коэффициенту и показателю.
Как избежать возникновения такой проблемы? В пояснительной записке по результатам финансового анализа нужно создавать раздел «Рекомендации для директоров и акционеров», где интерпретировать результаты финансового анализа в простые и очень понятные показатели-ограничители.
5-ая ошибка: в управлении ликвидностью.
Стандартной является проблема излишнего запаса товаров и сырья на складе; причём диагностировать такую проблему можно после внедрения системы управления поставками и запасами через систему лимитов.
Излишний запас товара и сырья на складах отвлекает оборотные средства и порождает дополнительные расходы на привлечение капитала. В данной связи актуален японский подход - «Just in time». Эта фраза приводит нас к выводу - японцы подразумевают не «точно в срок», а «точно в срок с небольшим запасом», что меняет отношение к данной методике организации поставок.
Для корректного процесса управления товарными запасами финансовому директору (менеджеру) целесообразно изучить применение системы лимитов при организации поставок и с хорошим пониманием данного вопроса выйти на разговор с логистом.
Как избежать возникновения такой проблемы? Изучить систему лимитов при управлении товарными запасами.
6-ая ошибка: отсутствие финансовых резервов.
Об этом я писал не раз, но в связи с тем, что эта ошибка по-прежнему тотально повторяется почти в каждой организации, мы не можем об этом снова не упомянуть.
Как избежать возникновения такой проблемы? Создавать финансовые резервы в живых деньгах в благоприятный период хозяйствования и тратить их на поддержку бизнеса в условиях кризиса.
Резюме.
В своей практической работе мы сталкиваемся с ошибками в подходе к управлению развитием, управлению финансовыми резервами, в организации системы контроля, в автоматизации управленческого финансового учёта. Избегание ошибок обычно свидетельствует о высокой профессиональной квалификации.
Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков
Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству
Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию
Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning