Вверх




Новости:

Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.

28.10.2024

Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.

09.09.2024

Тренинг эксперта состоится в Москве 23-24 сентября.

22.08.2024
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Пирамида знаний. HR – это менеджмент (часть 4)


Любовь Гвоздилина

<< ЧИТАТЬ ПРЕДЫДУЩУЮ ЧАСТЬ

Менеджмент в нашей пирамиде знаний может появиться на разных этапах карьеры эйчара. Для эйчаров-руководителей, особенно получивших хорошее бизнес-образование, HR-специализация и менеджмент составляют единое целое. Выпускники бизнес-школ, помимо лекционных материалов, натренированных навыков и кейсов, получают на руки списки лучших книг по менеджменту – от 10 до 100, в зависимости от уровня учебного заведения. Им становятся привычными имена Друкера, Коллинза, Питерса, Якокки, Каплана и Нортона, Кови, Адизеса и прочих гуру классического менеджмента. Приходя в компании, эйчары-руководители с хорошим образованием естественным образом вливаются в управленческие команды и прирастают новыми знаниями - из практики деятельности и корпоративного обучения.

Однако, мы понимаем, что это, скорее, идеальная картина, совершенно не типичная для большинства российских организаций. Во-первых, у нас не так много мест, где эйчар может получить хорошее профильное образование, включая общий менеджмент. Во-вторых, случись такое чудо, хорошо образованный эйчар может прийти в организацию и… не найти там сильной управленческой команды. Так что вливаться будет некуда и обучаться дальше – не у кого. Если только опять за пределами организации.

В этой связи я бы взяла за основу более реальную ситуацию: обычный эйчар, например, мой коллега – специалист по обучению, организовывает семинары и тренинги для линейных руководителей своей компании. Провайдеров отбирает по названию программ, имени тренера и цене, а, когда идет учебное мероприятие, сидит под дверью и контролирует время кофе-брейков. Эта картина, конечно, тоже крайность, но я выбираю именно ее, а не «золотую середину», говоря о самостоятельном получении эйчарами знаний по менеджменту.

Начать с того, что эти знания нам необходимы:

  • для понимания организации в целом и системы управления в частности;
  • для диалога с руководителями (даже не имея управленческого образования, что, кстати, случается все реже и реже, руководители владеют интуитивным менеджментом, что также требует управленческой грамотности от эйчара);
  • для построения системы обучения руководителей;
  • для экспертизы учебных программ и выбора правильных провайдеров обучения;
  • для формирования собственного статуса и статуса обучения в компании.

Те, кто согласен, что путь к знаниям лежит через книги, берут классиков менеджмента и читают, например:

  • Питер Друкер. Энциклопедия менеджмента.
  • Джим Коллинз. От хорошего к великому.
  • Ицхак Адизес. Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем.
  • Йеспер Кунде. Корпоративная религия (это про корп. культуру).

Те, кто уже умеет обходиться без первоисточников, могут брать дайджесты или читать авторские тексты выборочно. Пример такой шпаргалки – книга Андрея Кузьмичева «Лучшие книги для бизнеса». Или можно найти книгу Элизабет Эдерсхейм «Лучшие идеи Питера Друкера» и получить практически полный обзор работ основоположника современного менеджмента.

Я ничего не имею против дайджестов: в век информационного взрыва они помогают объять необъятное. Просто ими надо правильно пользоваться: прочитав дайджест, либо проигнорировать анонсируемую книгу, либо ее прочитать. Но использовать информацию на основе дайджеста – некорректно. Может получиться, как у моих зарубежных наставников, которые «сами Карузо не слышали», поэтому попутали Марка Твена с О.Генри.

Рискну утверждать, что чтение бизнес-литературы – вещь заразительная. Во-первых, авторами хрестоматийных книг по менеджменту являются потрясающе интересные люди, их просто интересно читать. Во-вторых, эти люди не тянут одеяло на себя и не говорят, что они «гур гурее» (выражение одного нашего уважаемого коллеги), а ссылаются на других, не менее интересных людей. Вы начали читать, и уже трудно остановиться – Вы попадаете в сериал…Находясь в деловой среде, Вы через какое-то время начинаете чувствовать себя неловко, если не прочитали «Черного лебедя» Нассима Талеба, «Гениев и аутсайдеров» Малколма Гладуэлла или, например, «Мужество творить» Ролло Мэйя. А какие замечательные названия бывают у книг по менеджменту! «Стратегия и толстый курильщик», «Наш айсберг тает», «К черту все! Берись и делай!», «Никогда не ешьте в одиночку» и пр. Мое рискованное предположение об увлекательности жанра бизнес-книги подтверждается, в том числе, и такими фактами: с моих книжных полок в офисе всегда пропадали хорошие книги, в том числе – два «адизеса» с автографами автора. Ну, о чем это может говорить, кроме тяги к деловой литературе?

Что делать эйчару, получившему азы (книжных) знаний по менеджменту? Конечно, примерять их на свою организацию, разбираться, как теория выглядит на практике. И уж конечно, не обучать книжным знаниям руководителей в своей компании. Корпоративный эйчар без опыта управления, проводящий «тренинги» по циклу менеджмента и объясняющий руководителям постановку задач по SMART, – это одиозное явление, которого не должно быть в нашей практике. Руководители должны учиться у руководителей или опытных консультантов, имеющих собственный управленческий опыт. А вот найти таких «учителей» - задача эйчара, имеющего базовые знания по менеджменту.

Понятно, что у эйчара-руководителя область применения управленческих знаний гораздо шире и возможностей их получения – больше. Собственно, с этого я начала сюжет про менеджмент: руководители учатся друг у друга, в совместной деятельности, в кроссфункциональных проектах, в системе корпоративного обучения. И продолжают учиться сами. Круговорот знаний переходит в спираль, и далее по кругу вверх… в бесконечность…

И прочие знания…

На вершине нашей пирамиды знаний, как правило, всегда царит оживление. Здесь происходит набор и добор функциональных знаний, необходимость в которых возникает постоянно в процессе работы и построения карьеры. Кому-то нужны финансы для «нефинансистов», кто-то вместе с руководителями финблока идет изучать МСФО; кому-то потребовались углубленные знания IT или web-дизайна.

Моя британская приятельница, более 15 лет проработавшая международным консультантом по внутренним коммуникациям (проектный эйчар), в прошлом году прервала свою успешную карьеру и пошла учиться на факультет антропологии Лондонской школы экономики и политических наук. На мой вопрос, зачем и почему антропология (наука о человеке, человековедение), Люси ответила, что хочет понять, почему она 15 лет говорит руководителям о необходимости диалога с сотрудниками, а они не меняются. Делегируют эту функцию эйчарам и приглашенным консультантам («сделайте нам эффективные коммуникации»), а сами в диалоге не участвуют, как и 15 лет назад. «Я хочу залезть людям в головы и, возможно, найти более убедительные аргументы», - сказала Люси.

На вершине моей собственной пирамиды, казалось бы, неожиданно, оказался ландшафтный дизайн. Когда, более 20 лет назад, я пошла на курсы при Московском союзе архитекторов, чтобы правильно распланировать только что приобретенный участок под дачу, я не думала, что этот эпизод станет частью моей профессиональной деятельности. Термин «ландшафтный дизайн» еще не был столь распространенным, как в последнее время, и курсы, если не ошибаюсь, назывались «Благоустройство парковых территорий и садовых участков». Участок я, в результате, благоустроила, и сейчас, спустя 20 лет, на него по-прежнему одобрительно поглядывают проходящие мимо люди.

Но главное произошло позже, когда я, уже работая корпоративным эйчаром, неожиданно для себя стала замечать, что нахожу подсказки для своей работы в тех самых «технологиях благоустройства», которые я изучала под руководством архитекторов. Поделилась с коллегами, они меня поддержали, и термин «подизайнить» вошел у нас в профессиональный обиход.

Промышленный и ландшафтный дизайн сегодня – это инновационность и ярко выраженная гуманитарная идеология:

  • в центре любой концепции – человек; создание среды для реализации его потенциала и потребностей;
  • экологичность решений, учет интересов всех стейкхолдеров;
  • простота и многофункциональность: одно решение - несколько задач…

Великий дизайнер-инноватор XX века Корбюзье говорил: «Архитектор работает не с камнем или металлом, а с пространством. Создавая внутри него объекты, он раскрывает пространство, его перспективу, возможности и функции». Мы увидели в этих словах прямую параллель с работой эйчара, которые тоже работают с пространством – корпоративной средой. Ее можно замусорить суетливыми и непродуманными решениями, а можно раскрыть – через перспективу, возможности и функции. По-моему, это очень продуктивная идея – раскрыть пространство.

Когда Бизнес-школа SRC предложила мне сделать авторскую школу, у меня сразу родилось ее название – «Студия HR-дизайна». Это название «вызрело» из реальной практической деятельности – синтеза эйчаровских и дизайнерских технологий.

Мой шотландский знакомый Майк Борн был совершенно прав – знания из других областей, ассоциативные знания расширяют и дополняют наши профессиональные возможности. По этому поводу я прошла в этом году он-лайн курс ландшафтного дизайна – освежить знания. Пирамида – это бесконечность…

Вместо заключения

Наша пирамида знаний из величественного сооружения может легко превратиться в невзрачную кучку камушков, если не приводить ее в порядок (как у Кови – «затачивайте пилу!»).

Знания, как деньги, должны работать, мы это знаем. Ими надо пользоваться, делать постоянную ревизию – вынимать из уголков забытое и привлекать ассоциативные знания. И, конечно, постоянно обновлять.

И тогда каждый из нас будет уверенно претендовать на самые амбициозные позиции, не давая работодателю повода усомниться в основательности наших знаний, полученных из самого надежного источника – самообразования, капитализированного опытным путем.





Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону +7 (495) 796-11-35 или по электронной почте avtor@src-master.ru.




Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning