Если вы входите в число тех, кто «готовит телегу зимой», сейчас самое время запланировать обучение на следующий год со скидкой до 50%.
Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.
Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.
Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.
Часть 5, в которой поговорим о решении задач в "поле кредитно-сбытовой политики" и о том,
как создать систему противодействия и взыскания долгов с неплательщиков*
Небольшая сумма, данная взаймы,
делает должника другом, большая – врагом.
Сенека
Большая проблема для нас с Вами - работа по кредитно-сбытовой политике. Естественно, оптимальный вариант – кредитуем только под жесткие обеспечительные меры, поручитель и залог – обязательные условия. Но, объективно глядя на картину мира, мы понимаем, так наш товар никто не купит.
Что такое сбытовая политика? Когда компания получает со своих клиентов всегда 100% предоплату. Но как только Вы выходите на следующий уровень - уровень кредитования (то есть продаете в рассрочку платежа) – Ваша политика - кредитно-сбытовая, которая должна учитывать особенности как одного, так и другого элемента.
На практике, когда Вы начинаете кредитовать своих клиентов, то есть начинаете работать «на поле кредитно-сбытовой политики», управление продажами также должно измениться. Прибыль-то Вы получаете не с оборота продукта, а с оборота дебиторской задолженности! Бизнесом на этом уровне руководит не управление продуктом, не управление рынком, а управление дебиторской задолженностью. Все остальное - лишь инструментарий. Спросите своего Главного бухгалтера – каков срок оборота дебиторской задолженностью – он Вам вряд ли ответит, а вот срок оборота продукта он точно знает. Но руководитель должен понимать, компания поднялась на следующую ступень – теперь надо управлять не товаром, а дебиторкой. Ведь то, что Вы отдали товар, еще ничего не значит, Вы можете не получить денег.
Таким образом, здесь действуют совершенно другие системы управления, которые должны регламентироваться в кредитно-сбытовой политике. Кстати, к сожалению, в российской литературе практически нет книг по кредитно-сбытовой политике.
Какие бывают типы кредитной политики?
Используем 2 основных подхода: стандартизацию и клиент-ориентацию.
Ориентация заёмщика может быть направлена:
Внешний аспект – это, в первую очередь, исполнительская дисциплина. Внутренний аспект направлен на управление рисками и регламент. Главной задачей кредитно – сбытовой политики является увеличение реализации. Но не стоит забывать и про следующие задачи: максимизация дохода от вложения, повышение оборачиваемости дебиторской задолженности, снижение просроченной задолженности, покупка обеспечения.
Советую Вам полагаться на базу «историй» – учитываем свои ошибки и чужие победы.
Какие составляющие эффективной политики в бизнесе важны непосредственно для нас?
А как понять, насколько эффективна кредитная политика в Вашей компании? Отслеживайте следующие показатели:
Важно! Показатели эффективности кредитной политики рассматриваются в комплексе.
Как создать систему противодействия и взыскания долгов с неплательщиков? В нашей работе существуют 3 основных элемента - Стратегия, Тактика, Операция.
Разберемся по порядку.
Стратегия - работа со средой, окружающей компанию, партнёрство.
Цель – «Экологичность».
Стратегическое планирование составляет приблизительно 1 год. Стратегия стратегии - от 3 лет и более. При этом ее устаревание происходит со скоростью около 15% в год.
Какой используем инструментарий?
Тактика - работа с причинами возникновения должников.
Первостепенная задача – обеспечение достижения цели.
Проводим тактическое планирование, не забываем, что происходит устаревание – приблизительно 10% в месяц.
Какой используем инструментарий?
Операция - работа со последствиями долга. Опять не забываем про устаревание–10% в день.
Какой используем инструментарий? 1. Время, 2. Технология. Определение силы воздействия: Актуальность и опыт. Воздействие на цели и убеждения, поведение, производство и продукт, «клиентов».
Каковы основные причины возникновения долгового обязательства?
Если взять только два аспекта – временное отсутствие денежных средств и отсутствие исполнительской дисциплины – которые составляют 42% и 30% соответственно, то в сумме мы получаем 72%. Таким образом, если я правильно построю управление дебиторской задолженностью в своей компании, то я, как минимум, только через взаимодействие со своим контрагентом, управляю этими 72 % дебиторском задолженности. Ну, а если я еще и усилю свой инструментарий, я смогу управлять и всеми остальными аспектами.
Проведем аналогию с болезнью человека. Когда заболел наш бизнес (а дебиторская задолженность – это именно болезнь бизнеса) следует лечить не симптом, а причину. Что же послужило основанием к Вашей просроченной дебиторской задолженности? Почему Ваши правоотношения позволяют это?
Попробуем разобраться в основах возникновения долгового обязательства.
Партнёрский риск (который многим из Вас хорошо знаком) предотвратить сложно, так как прослеживается прямая зависимость от решения партнёра, но на него можно своевременно повлиять.
Обладает ли наш клиент способностью исполнять долговое обязательство?- Если нет, то в связи с рациональностью ответа, этот риск планируется.
Есть ли у него готовность исполнять? Он не хочет – иррациональность ответа, которая, по возможности, корректируется.
Какова процедура истребования долга в этом случае? Если мы знаем, что поведение должника опирается на ключевые слова – надо, боязнь, уважение - значит, играем на его ответственности.
В первую очередь, контролируем и формируем последовательности действий к цели. Обсуждаем с ним легитимность и неотвратимость исполнения.
Другой важный аспект - лояльность к кредитору. Субъективная оценка (нравится, приятно, хочу.
Работаем над ценностной оценкой усилий у клиента. Пунктуальность – это легко, обязательство исполнимо. Важно, чтобы кредитор проявлял требовательность: оперативность во взаимоотношениях и настойчивость к должнику. Пунктуальность должна является ценностью как для должника, так и для кредитора.
И последний пункт - целесообразность. Чем дальше затягивать с оплатой, тем хуже , то есть актуально – это – выгодно и экономично. Важно соотнести масштаб обязательств и полученного. Объясняем клиенту дополнительную выгоду от исполнения. Поселяем в его голове фразу - «Чем раньше, тем выгодней», а не как мы это любим пугать - «Чем дальше, тем хуже». А по сути эти две фразы одинаковы!
*По материалам выступления Александра Матвеева на Большом Совете Директоров.
Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков
Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству
Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию
Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning