Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.
Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.
Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.
Многие финансисты боятся говорить о финансовой стратегии, поскольку этот термин видится им непонятным и таинственным. Задача данной статьи состоит в том, чтобы разрушить образ таинственности и неприменимости на практике и сделать финансовую стратегию обыденным инструментом финансового управления.
Если использовать понятие «диапазона ближайшего развития», то нужно из уровней «всё непонятно» и «недоступно для понимания» сначала перейти на уровень «понятно с помощью», далее вы попробуете составить финансовую стратегию для своего предприятия и – всё станет на свои места!
В приличном обществе полагается начинать разговор с определения. И поэтому оно перед вами!
Финансовая стратегия – это модель действий организации по обеспечению финансовыми ресурсами базовой стратегии организации. В простой версии – это план финансирования деятельности организации на 3-5 лет.
Более сложное определение выглядит следующим образом:
Финансовая стратегия – это реализация коммерческой и операционной деятельности организации путем финансирования ее текущих и инвестиционных расходов таким образом, чтобы всегда выполнялся перечень ключевых ограничений по наиболее важным параметрам финансового состояния. Эти наиболее важные параметры я подробно опишу чуть позже.
Процесс обоснования и принятия финансовых решений, а именно: определение структуры и направлений предпринимательской деятельности, управление пассивами (финансированием организации), активами (всем имуществом организации), дивидендами – это процесс стратегического управления. Почему? Он определяет долгосрочные перспективы развития предприятия.
В результате реализации всех компонентов финансовой стратегии организации разрабатывается долгосрочный финансовый план. Он должен затрагивать все функциональные стратегии и план развития, обеспечивающий достижение выработанных ранее стратегических целей в рамках общей стратегии организации.
Главная задача долгосрочного финансового планирования состоит в обеспечении структурного равновесия. В случае его нарушения предусматриваются меры по стабилизации.
Основные компоненты финансовой стратегии:
В результате использования данных компонентов финансовой стратегии нужно разработать долгосрочный финансовый план. Он должен объединять и балансировать функциональные стратегии, крупные программы, а также обеспечивать достижение стратегических целей, утвержденных в базовой стратегии.
Каждый из компонентов финансовой стратегии имеет свою, внутреннюю структуру.
Бизнес полагается вести с резервом. Отсутствие финансовых резервов – это одна из самых часто встречающихся проблем финансового управления.
Создается резервный фонд в благоприятный период, а расходуется во время кризиса.
Есть три способа задать величину резервного фонта в живых деньгах.
А) Резервный фонд\Активы=10 (20)%.
Б) Резервный фонд\Выручка=5%.
С) Резервный фонд = сумма платежей за 5 (15) дней.
От соотношения внеоборотных и оборотных средств зависит доходность бизнеса. Если в производственной организации внеоборотные средства относятся к оборотным как 7 к 1, то сразу можно предположить, что доходность бизнеса низкая (или нулевая) и, скорее всего, перспективы нерадужные.
Смысл бизнеса состоит в использовании собственного капитала (СК), за который акционерам (владельцам) выплачиваются дивиденды. При высокой доходности бизнеса (рентабельность продаж по чистой прибыли более 10%) появляется возможность привлечь заёмный банковский капитал (ЗК). В этом случае, заплатив банку 9-15% за кредитные деньги, есть возможность на этом капитале ещё немного заработать, повысив тем самым отдачу на собственный капитал. Именно поэтому правильное соотношение СК/ЗК должно быть 3/1.
Приоритет, разумеется, отдается долгосрочному заёмному капиталу, при этом долгосрочным считается капитал, привлечённый на срок от 3-х лет и более. Кредитование на короткие сроки обычно является вынужденной мерой в связи с феноменом высокого риска выдачи «длинного» кредита с точки зрения банка.
Способность организации привлекать дополнительный капитал оценивается через финансовый потенциал. Он заключается в возможности организации аккумулировать максимальный объем капитала (денежных средств), при заданных параметрах стоимости капитала, оптимальных сроках его привлечения и уровня риска.
Пример: для сохранения рыночной доли и уровня конкурентных преимуществ необходимо реализовать программу развития, и для этого организации требуется дополнительно привлечь (занять) 150 финансовых единиц, при этом имеется возможность дополнительно привлечь в виде кредитов 80 финансовых единиц. При этом, при увеличении долга на 80 единиц, структура капитала (соотношение собственный\заёмный капитал) станет 1\5. Такое соотношение собственный\заёмный капитал приведёт к тому, что большая часть чистой прибыли будет израсходована на уплату процентов по кредитам. Вернуть столько кредитов в течение 3-4 лет не представляется возможным. Выплата дивидендов станет нецелесообразной, стоимость организации начнёт медленно уменьшаться. Бизнес станет неуспешным (с точки зрения уровня отдачи на инвестированный капитал). Вероятность прорыва и победа в конкурентном соревновании при инвестировании в развитие 150 единиц оценивается как низкая. Рекомендация – отказаться от борьбы с лидером рынка и согласиться с тем, что в течение ближайших 3-х лет рыночная доля организации уменьшится при сохранении объема выручки. Далее сосредоточиться на улучшении финансового состояния, вернуть большую часть кредитов, накопить резервы и подождать кризиса в экономике, при котором лидер рынка из-за рискованной финансовой стратегии обанкротится, и в этот момент усилить маркетинговую активность за счёт накопленных резервов.
Как видно из приведённого примера, финансовая стратегия тесно связана с конкурентной борьбой и нацелена на изменение ключевых финансовых параметров организации на долгосрочном интервале.
Перейдем к стратегии финансирования функциональных стратегий и крупных программ.
Полезно разрабатывать стратегии по основным функциям: маркетинг, производство, управление персоналом, логистика. По каждой функции разрабатывается своя, функциональная стратегия, и её финансирование целесообразно отразить в финансовой стратегии. Крупные программы обычно затрагивают все основные функции организации, они обычно являются ведущей базовой стратегией организации и поэтому их финансирование рассматривается в виде отдельного финансового плана.
У финансовой стратегии есть свои принципы:
Простота
Всё же финансовая стратегия должна быть простой и понятной всем сотрудникам. Например, «наша организация является лучшей в стране по экономии издержек, поэтому мы имеем возможность развиваться за счёт накопленных собственных средств».
Постоянство
Постоянство связано с тем, что стратегические бизнес-процессы инерционны, и непрерывная их перестройка и частое изменение стратегических параметров бизнеса связано с потерей эффективности бизнеса.
Конечно, небольшая торговая компания с численностью персонала 70 человек, с выручкой в размере 340 млн. рублей в год на первый взгляд может часто совершать стремительные маневры. Но практика наблюдения даже за такими малыми компаниями показывает, что вынужденные быстрые изменения чаще всего «разворачивают» организацию в сторону худшего состояния, а к некоторому прогрессу организация идёт годами. Чем значительнее масштаб бизнеса, тем более долгосрочное требуется планирование. Крупное машиностроительное предприятие для развития своих конкурентных преимуществ (или для их удержания) вынуждено заниматься инновациями и разрабатывать программы развития на 5-10 лет вперёд. И для такой большой по размеру и масштабу организации быстрые изменения противопоказаны.
Защищённость
Финансовая стратегия должна быть спроектирована с установленным запасом надежности, который должен позволять сохранять ключевые параметры стратегии при незначительном изменении параметров внешней среды. Наступление финансового и какого-либо ещё кризиса должно быть предусмотрено в рамках общей стратегии, финансовая стратегия должна иметь в своей структуре описание нескольких вариантов «плана Б» (в среднем по масштабу бизнеса – это можно делать и тезисно), к которому следует переходить при, например, уменьшении выручки (или падении цен) на 10-15%.
Надежность и стабильность проще всего поддерживать с помощью финансовых резервов и с помощью решений о сокращении (уменьшении динамики) программы развития.
Фрагмент финансовой стратегии крупной металлургической компании:
«Ключевые приоритеты нашей финансовой стратегии
Сильная финансовая позиция - существенный запас ликвидности, низкая долговая нагрузка и сбалансированная структура долгового портфеля.
НЛМК обладает значительным запасом ликвидности денежных средств и неиспользованных кредитных линий. Ликвидные средства компании значительно превышают ее краткосрочный долг.
Комфортный уровень долговой нагрузки во все периоды цикла всегда был одним из приоритетов НЛМК. Несмотря на капиталоемкий рост в течение последних лет, НЛМК оставался компанией с одной из самых низких долговых нагрузок среди металлургических компаний России и мира. НЛМК планирует в дальнейшем постепенно снижать долговую нагрузку и ставит цель уменьшить соотношение чистый долг/EBITDA до 1,0х.
Структура долгового портфеля и график погашения долга в настоящее время комфортны для нас. В течение последних двух лет мы активно управляли нашим долговым портфелем и, благодаря доступу к российскому и международному рынкам капитала, изменили его структуру в пользу финансовых обязательств с более длинным сроком погашения и более низкой процентной ставкой».
Источник: http://nlmk.com/ru/investor-relations/financial-strategy
Если говорить о простой последовательности шагов, направленных на разработку финансовой стратегии, то ниже приведён один из возможных вариантов такой последовательности, оптимизированный для среднего масштаба бизнеса.
*Примечание. Все соотношения и рекомендации приведены для условий России.
Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков
Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству
Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию
Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning