Если вы входите в число тех, кто «готовит телегу зимой», сейчас самое время запланировать обучение на следующий год со скидкой до 50%.
Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.
Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.
Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.
Предприятия розничной торговли, особенно синтетических форматов, таких как гипермаркет, торговый или торгово-развлекательный центр (ТЦ, ТРЦ), многофункциональные объекты, совмещающие в себе торговый центр, гостиницу, офисы, предприятия сферы услуг − очень сложны в планировании и управлении. Эффективность девелопмента будущего объекта зависит от огромного количества факторов объективного и субъективного порядка. Факторы, определяющие экономическую эффективность будущего предприятия розничной торговли, можно разделить на две большие группы (см. рис. 1):
Рис. 1. Ключевые факторы успеха проекта по организации розничной торговой точки
Факторы внутренней среды предприятия розничной торговли можно считать проектными решениями, которые определяются после проведения стартового маркетингового исследования и предварительного экономического анализа. Основной целью стартового маркетингового исследования является получение исходной информации для маркетингового и экономического обоснования проекта организации предприятия розничной торговли. Эта информация используется при разработке бизнес-плана инвестиционного проекта, а также при принятии системы концептуальных решений по предприятию розничной торговли:
Основным элементом экономического обоснования проекта является прогноз дохода объекта. Прогнозы должны основываться на результатах маркетингового и экономического анализа. Технология прогнозирования доходов и источники исходной информации существенно зависят от типа предприятия розничной торговли. Например, прогнозы дохода ТЦ, ТРЦ осуществляются на базе так называемого плана брокериджа (лизинг-плана), который содержит информацию о предполагаемой величине площадей, которые девелопер собирается сдавать в аренду арендаторам различных типов. Уточним, что ставки арендной платы варьируются в зависимости от типа арендатора, которому сдается торговая площадь (учитывается его привлекательность в качестве генератора трафика посетителей и прогнозируемая эффективность торговли), местоположения лота, а также конкурентной ситуации (наличие или отсутствие конкурентов сходных форматов, их ставки арендной платы). Пример подобного рода документа можно видеть в таблице 1.
В ходе прогнозирования будущих доходов от предприятия розничной торговли могут использоваться также и другие подходы:
Последний прогноз очень важен, если владелец ТЦ планирует определять величину арендной платы как процент от оборота будущего арендатора. Как правило, процент варьируется от 1,5% для гипермаркета, 4-5% для супермаркетов, 10-15% для магазинов по продаже одежды и обуви.
Таблица 1
ЛИЗИНГ-ПЛАН
Торговый центр: 1-й уровень
Номер лота | Площадь лота, кв. м | Тип оператора | Арендная ставка за 1 кв.м. (без НДС и эксплуатационных расходов) в долларах США | Арендная ставка за 1 кв.м. в год (без НДС эксплуатационных расходов) в долларах США | Выручка от арендных платежей в год без НДС и эксплуатационных расходов |
R-I-1 | 346,06 | Молодежная одежда | 25 | 300 | 97218 |
R-I-2 | 233,5 | Парфюмерия, косметика | 35 | 420 | 98070 |
R-I-3 | 37,64 | Мобильная связь | 120 | 1440 | 54201,6 |
R-I-4 | 37,95 | Сувениры, подарки | 100 | 1200 | 45540 |
R-I-5 | 287,83 | Одежда | 25 | 300 | 86349 |
R-I-6 | 67,78 | Белье | 60 | 720 | 48801,6 |
... | |||||
R-I-10 | 3774,4 | Супермаркет | 12,5 | 150 | 566160 |
Огрубленную оценку уровня спроса на услуги нового объекта торговой недвижимости можно провести используя такой показатель, как индекс розничного насыщения (Index of Retail Saturation, IRS). Его можно использовать при определении привлекательности участков под застройку предприятиями розничной торговли или привлекательности объектов под реконструкцию.
Индекс IRS основан на том, что каждая торговая зона (местность, на территории которой проживают или регулярно находятся розничные покупатели) может содержать (с экономической выгодой для всех игроков) только определенное число предприятий розничной торговли. При увеличении количества магазинов растет насыщение рынка, и рано или поздно наступает точка розничного насыщения, когда спрос равен предложению. С экономической точки зрения, любой магазин нежизнеспособен, если он открывается в районе полного насыщения, так конкуренция между сходными розничными предложениями очень высока.
В упрощенном виде расчет IRS можно осуществить используя следующую формулу:
где:
Кроме того, для анализа необходимо знать такой показатель, как минимальный объем продаж с одного квадратного метра торговой площади, при котором магазин (в нашем случае – обувной) достигает точки безубыточности. Это делается в ходе дополнительного анализа или на базе опыта работы других розничных точек.
Например, исходя из опыта работы аналогичных обувных магазинов, расположенных в сходных районах города, была определена точка безубыточности для обувного магазина − 480 долларов с одного квадратного метра торговой площади в месяц (цифра условная).
Кабинетное маркетинговое исследование показало, что в данной торговой зоне существует примерно 65 тыс. покупателей обуви, обладающих целевыми характеристиками (социально-экономические и демографические характеристики целевого покупателя также определили на базе анализа характеристик существующей клиентуры). Выяснилось, что типичный целевой покупатель тратит на обувь в среднем 45 долларов в месяц. В данной торговой зоне существуют обувные магазины, площадь которых вместе с площадью планируемого обувного магазина составляет 10 тыс. кв. м.
Таким образом, для нашего примера:
Полученный показатель IRS существенно ниже уровня безубыточности в 480 долларов с квадратного метра в месяц. Чем больше разница между значением индекса розничного насыщения и точкой безубыточности, тем меньше шансов выжить у планируемого обувного магазина. В данном случае решение об открытии нового обувного магазина, скорее всего, будет отрицательным.
Следует отметить, что метод анализа IRS не учитывает много других важных факторов, таких как известность торговой марки обуви, доступность розничной точки для покупателя с позиции транспортной инфраструктуры, позиционирование магазина, имидж розничного бренда и т. д. Поэтому этот метод используют для достаточно грубой оценки уровня спроса на услуги нового предприятия торговли.
Детализированную маркетинговую информацию для более точного обоснования местоположения розничной торговой точки и планирования ее концепции целесообразно получать в ходе комбинированного полевого исследования, включающего в себя элементы как полевого, так и кабинетного исследований. При планировании стартового маркетингового исследования очень важно не только зафиксировать текущее состояние рыночных факторов, но и спрогнозировать их изменение как минимум на перспективу до 5 лет, а для крупных предприятий розничной торговли (гипермаркет, ТЦ, ТРЦ) – на перспективу до 10 лет. Это связано с тем, что, как показывает западный опыт, по стопам которого в настоящее время стремительно продвигается российский ритейл, средняя продолжительность жизненного цикла крупного магазина или ТЦ до первой реконцепции составляет примерно 7-8 лет, а у наиболее успешных объектов – до 10 лет. Реконцепция крупного магазина или торгового центра, как правило, сопровождается такими дорогостоящими мероприятиями, как реконструкция и ребрендинг. Низкое качество стратегических концептуальных решений по объекту, помимо всего прочего, приводит к сокращению жизненного цикла объекта, а следовательно, к снижению рентабельности девелопмента.
Стандартный состав задач маркетингового исследования в целях обоснования проекта по созданию новой розничной точки выглядит следующим образом:
Для предприятий розничной торговли синтетических форматов (ТЦ, ТРЦ) в ходе маркетингового исследования, как правило, необходимо также решить задачу оценки привлекательности данного города (района города) для региональных и федеральных торговых операторов (потенциальных арендаторов). В ходе исследования оценивается наличие заинтересованности в аренде торговых площадей в новом ТЦ\ТРЦ, изучаются предъявляемые ими требования по размещению, инфраструктуре, объему площадей и мотивы отказов (при отсутствии заинтересованности).
Стартовое маркетинговое исследование в целях обоснования проекта по открытию розничной торговой точки имеет смысл проводить в два этапа. На первом этапе осуществляется предварительный зондаж маркетинговой ситуации, принципиально оценивается маркетинговая целесообразность подобного проекта в данном месте, формируется круг принципиальных предположений относительно посещаемости и доходности магазина, его конкурентоспособности, позиционирования по цене и имиджу, наличию элементов УТП и т. д.
На первом этапе стартового маркетингового исследования обычно используется следующий исследовательский инструментарий:
На втором этапе осуществляется проверка предварительных предположений (они, как известно, называются рабочими гипотезами исследования) и сбор детализированной информации, необходимой для разработки торгово-технологической и архитектурной концепций будущего объекта и бизнес-плана.
На втором этапе реализуется полевое маркетинговое исследование с использованием следующего рабочего инструментария:
Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков
Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству
Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию
Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning