Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.
Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.
Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.
...Как-то встретились Иван Никифорович с небезызвестным Юрием Ивановичем по фамилии Семецкий. Любили они поболтать на исходе трудной недели за кружечкой хорошего чешского пива. И, поскольку оба были предпринимателями, то, рано или поздно, но заходил у них разговор о финансах.
Слышь, Юрок! Ты у нас мужик в финансах подкованный, поясни-ка мне, что за зверь такой – баланс, а то мне вчера наш главбух объяснял – объяснял, а я из всего его объяснения только один анекдот запомнил: «Никакое наслаждение не может сравниться с ощущением, которое испытывает главный бухгалтер, когда у него сходится годовой баланс!».
А куда и зачем он сходится, я так и не понял.
Сейчас, Вань, я тебе все популярно объясню: вот купил ты недавно квартиру, у тебя деньги откуда?
Как откуда? 100 тыс. зеленых своих было, еще 200 тыс. в кредит взял и купил себе квартирку в Ясенево за 300 тыс. – загляденье!
Ага, смотри, значит, твое имущество – это квартира за 300 тыс. Извини за вопрос, ничего личного, только бухгалтерия, сколько ты стоишь?
Ну, брат, мои мозги столько стоят, сколько тебе и не снилось!
Мозги себе оставь, а я про деньги!
Ну а так, квартира минус долг, получается 100 тыс.
Вот тебе и баланс: актив – это что у тебя есть: твое имущество – 300 тыс., а купил ты его за счет своих средств; 100 тыс. – это твой капитал, и еще долг – 200 тыс., все вместе пассив называется. Теперь смотри, что получается: Актив - Долг = Чистая стоимость...
О, смотри, а если долг в правую часть уравнения перенесем, получается: Актив = Чистая стоимость + Долг или Актив = Пассив.
Ну, понял теперь: актив – это то, что у тебя есть, а пассив – то, за счет чего ты этот актив приобрел.
Правильно. Источник, значит. А всего их только два источника и может быть: либо свой капитал, либо заемный.
Ну, слава богу, теперь понял!
Молодец, Ваня, ты у нас всегда способный был. Соображаешь быстро, но, правда, не всегда в ту сторону.
Ладно, лучше давай еще по кружечке...
Так что же представляет собой балансовый отчет? Это ни больше и ни меньше как отчет о том, чем владеет предприятие и что оно должно в настоящий момент на день составления отчета.
Разница между тем, что есть у компании и что она должна, называется собственным или акционерным капиталом. Точно так же как одной из целей компании является повышение прибыльности, другой – увеличение акционерного капитала или благосостояния акционеров.
Таким образом, цель – максимальное увеличение экономической ценности, достающейся акционерам. Это максимальное увеличение доходов при определенном уровне риска.
«Конечный» результат – рыночная стоимость обыкновенных акций. То есть в принципе акционера интересует не максимальное увеличение доходности на краткосрочную перспективу, а, скорее, обеспечение максимально возможных доходов в течение длительного периода времени.
Акционерный или собственный капитал – это все капиталы, вложенные акционерами, плюс любые прибыли, заработанные компанией со дня ее возникновения, минус выплаченные дивиденды.
Балансовый отчет имеет два типичных формата. Одна модель показывает активы с левой стороны страницы, а долги и собственный капитал – с правой. Второй формат показывает активы сверху, а пассивы снизу. Однако, каким бы ни был формат, «баланс» означает одно и то же: активы равны сумме долгов (или обязательств) и собственного капитала.
Итак, резюмируем. На любой момент времени баланс показывает нам с одной стороны, чем мы владеем – активы, и с другой стороны, за счет каких источников мы эти активы приобрели – пассивы, а источники бывают только двух типов: собственный капитал и заемный.
...После пятой кружечки пива Юрий решил объяснить Ивану, почему все-таки левая сторона баланса равна правой, т.е. актив = пассиву.
Смотри, Вань, вот я только начал бизнес, что я буду делать сначала?
Да, действительно, что?
Для начала надо компанию зарегистрировать и уставной капитал создать. Вот, предположим, уставной капитал в моей компании 100 тыс. руб. Это значит, что возьму я свои 100 тыс. руб., пойду в банк и положу их на счет моей компании. А в балансе компании я что запишу?
Ну, 100 тыс. на расчетном счете...
Правильно, это в активе, а в пассиве тоже 100 тыс. руб. появится, уже на счете «Уставной капитал», и баланс у нас будет выглядеть так:
Актив | Пассив | ||
Расчетный счет | 100 000 | Уставной капитал | 100 000 |
Баланс | 100 000 | 100 000 |
А теперь смотри, как забавно получится, предположим, я оплатил счет за компьютер на 20 тыс. руб., заметь, оплатил только, компьютер еще не получил. Что тогда будет?
Что будет? Денег не будет!
Правильно, на расчетном счете на 20 тыс. руб. меньше будет. Зато у нас знаешь, что будет? Нам поставщик компьютеров должен будет!
Правильно, мы же ему аванс заплатили!
Актив | Пассив | ||
Расчетный счет | 80 000 | Уставной капитал | 100 000 |
Аванс поставщику | 20 000 | ||
Баланс | 100 000 | 100 000 |
Вань, да ты прирожденный бухгалтер!
А говорили, сложная штука бухгалтерия; всего 5 кружек, и все понятно! Давай дальше излагай еще что-нибудь!
Вот смотри: взял я кредит на 400 тыс., чтобы потом тестомесильную машину купить.
Погодь, дай-ка я. Значит, в активе деньги появятся на расчетном счете, а в пассиве кредит, то есть долг банку!
Точно. В активе – имущество, то есть деньги, а в пассиве – источник, за счет чего это имущество появилось: кредит, погляди-ка:
Актив | Пассив | ||
Расчетный счет | 480 000 | Уставной капитал | 100 000 |
Компьютер | 20 000 | Кредит | 400 000 |
Баланс | 500 000 | 500 000 |
Смотри, и баланс сохранился, только увеличился – 500 тыс. руб. стал ...
Да, молодцы мы с тобой, давай еще по кружечке?
А чего по кружечке, может уже и по рюмочке! Для сохранения баланса!
Таким вот образом достигается равновесие баланса. Для этого служит принцип двойной записи, который заключается в том, что каждая сумма записывается одновременно на два счета. Такая операция на бухгалтерском языке называется «проводка».
Как гласит история, первым систематически изложил принцип двойной записи итальянский математик и монах Лука Пачолли, и было это еще в XVI веке. Однако еще инки использовали принцип двойной записи в кипу – универсальную и всеобъемлющую систему передачи и анализа статистической информации и принятия основанных на ней решений, охватывавшую всю их империю.
Насколько же удачным должен быть принцип, положенный в основу бухгалтерского учета и сохранившийся без изменений столько веков, более того, идеально вписавшийся в современные методы обработки данных на основе IT-технологий!
По материалам электронного учебника В. Дыкмана
по финансовой отчетности для программ МВА
Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков
Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству
Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию
Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning