Если вы входите в число тех, кто «готовит телегу зимой», сейчас самое время запланировать обучение на следующий год со скидкой до 50%.
Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.
Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.
Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.
Максимовский Александр Степанович
Самые счастливые люди - это те,
которые точно знают, что они хотят
и что надо сделать, чтобы это получить!
К сожалению, владельцы и директора компаний, озабоченные проблемами с логистикой своих потоков товаров, относятся к этой категории только наполовину! Они, как правило, точно знают, что надо, наконец, что-то сделать с хранением и переработкой потоков товаров. А точнее, требуется навести в этом деле порядок и снизить затраты! Но, как этого достичь? Что предпринять? Ответа, лежащего на поверхности, в такой ситуации быть не может.
Самым простым решением кажется выбор логистического оператора, который возьмет на себя все заботы о движении товаров. Диапазон этой заботливости может сильно варьироваться - от ответственного хранения паллет до полного набора услуг, т.н. "аутсорсинга", когда товар силами этого оператора будет доставлен до конечного покупателя точно в срок. Не жизнь - мечта!
Владелец товара уже почти абсолютно счастлив. По крайней мере, до момента, когда он сталкивается со сложностью поиска такого оператора в России или же видит расчет стоимости услуг. И перед ним опять в полный рост встает проблема "что делать?".
Специалист по менеджменту в такой ситуации даст простой совет - разработайте бизнес-план решения возникших проблем. В нем должен быть показан набор возможных решений:
Для каждого из возможных решений необходимо найти ответы на следующие вопросы:
Все вышесказанное относится и к новичкам на ниве оказания логистических услуг. Но, по сравнению с владельцами уже существующего бизнеса, которые имеют т.н. "историю потоков товаров" за предыдущие годы, положение логистических операторов-новичков хуже. На этом этапе принятия решения о создании своего бизнеса у них, за редким исключением, нет размерностей потоков товаров!
Таким образом, разработка бизнес-плана для решения проблемы со складом превращается в решение трех задач:
При решении этих задач надо все время помнить, для чего разрабатывается бизнес-план. Он нужен не в качестве технического задания для согласования строительства с органами региональной власти, рабочего проектирования и строительства склада! Его задача - убедить самих себя и потенциальных инвесторов в технической возможности и экономической целесообразности создания склада. И, кроме того, сравнение нескольких вариантов дает возможность выбора наилучшего.
Поэтому, глубина проработки трех основных задач должна, с одной стороны, быть достаточной для принятия решения, а, с другой, не приводить к излишним затратам времени и денег на слишком детальное проектирование и расчеты. Такой проект называют "Аванпроект" или "Pilot Project".
В этой статье не ставится задача научить владельца будущего бизнеса проведению такого проектирования. Все-таки, это весьма специфическая задача и требует большого опыта и специальных знаний. Но показать последовательность шагов и требования к ним - необходимо!
Итак, шаг первый - определение характеристик потоков товаров.
Для имеющегося бизнеса необходимо подготовить выборку с характеристиками количества поступающих и отгружаемых товаров, структуры потока поступления (количества и размера партий), типов транспортных средств, структуры заказов, их количества, времени поступления товаров и времени прихода заказов для подбора (т.н. временных циклограмм) и т.д.
Эти данные позволят подсчитать характеристики потоков с перспективой на 3 - 5 лет при условии, что известен темп роста бизнеса. Но, даже если этот рост точно не известен, все равно его необходимо предсказать. Это как раз тот случай, когда ошибка в прогнозе хуже, чем отсутствие прогноза.
На основании характеристик потоков можно оценить типоразмеры и потребное количество мест хранения товаров. Это количество мест и плотность дневного потока товаров дадут возможность перейти ко второму шагу - собственно проектированию склада.
Но сначала посмотрим, что делать тем, у кого нет ретроспективных данных о потоках. Они либо должны из каких-то соображений "придумать" потоки, либо перевернуть задачу "с ног на голову" - сначала задаться возможными размерами склада и типом технологии, а затем подобрать максимально возможные потоки, которые могут быть обслужены на таком складе. Рассмотрим этот процесс на примере:
Зададимся сначала типом и размерами хранимых товаров. Пусть все товары могут быть размещены на паллетах и в стеллажах со следующими размерами:
Представим себе, что размеры участка позволяют разместить на нем здание размером 150 на 112 метров общей площадью 16800 кв. метров.
В зависимости от типа выбираемой технологии, а этих типов всего несколько, и с учетом размеров паллетного стояка можно оценить количество паллетомест в зоне хранения на складе, как это показано для т.н. "широко-проходной" и "узкопроходной" технологий:
Такое расположение зон склада даст возможность разместить нижеприведенное количество паллет:
Далее, задаемся количеством дней нормативного хранения товарного запаса, которое обычно зависит от политики владельца товаров и условий его внешней логистики. Но в данной ситуации придется задаться возможными минимальными и максимальными значениями этого параметра (например - 15 и 30 дней). Это позволит вычислить размерности дневного потока. Если взять среднестатистические пропорции различных типов транспортных средств, используемых при доставке товаров и отгрузки подобранных заказов (от Ж/Д вагона до "Газели"), то можно оценить их количество для данных размеров потоков.
Все остальное просто - зная нормативы погрузки/разгрузки этих транспортных средств и задаваясь коэффициентом неравномерности поступления и отгрузки товаров, можно оценить необходимое количество мест как на рампах приемки и отгрузки товаров, так и на стояночных площадках.
Выбираем типы подъемно-погрузочной техники для каждого из вариантов и, пользуясь достаточно простой методологией расчета, определяем их количество, необходимое для переработки проходящих через склад товаров. Аналогично поступаем с персоналом склада. Теперь у нас есть все данные для третьего шага - расчета экономических характеристик.
Этот расчет должен содержать в себе:
Размеры журнальной статьи не позволяют рассмотреть эти этапы подробно. Необходимо отметить, что мы пользуемся в этом экономическом моделировании разработанной нами системой "Warehouse Magic Economy". В результате ее работы мы получаем все характеристики капитальных и эксплуатационных затрат:
график финансирования проекта:
И, наконец, для каждого из вариантов проводится расчет периода окупаемости:
В результате подготовки такого АВАНПРОЕКТА, заказчик имеет полный пакет информации, необходимой не только для принятия своего решения, но и для аргументированного убеждения в его правильности совета директоров, владельцев бизнеса или же потенциальных инвесторов.
Александр Степанович Максимовский
Исполнительный директор
Интер Баркод Лтд
Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону +7 (495) 796-11-35 или по электронной почте avtor@src-master.ru.
Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков
Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству
Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию
Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning