Постановка и оптимизация системы сбыта
I этап
Диагностика и анализ работы предприятия и подразделений продаж и сервиса
Цель работы:
- Диагностика, анализ и оценка рынка.
- Диагностика, анализ и оценка текущего состояния предприятия.
- Диагностика, анализ и оценка работы структурных подразделений предприятия: маркетинга, продаж, сервиса и т.д.
- Определение потенциальных возможностей предприятия по расширению рынка и увеличению объемов продаж.
Поставленная задача:
- Описание системы управления процессами организации системы продаж на предприятии.
- Определение проблемного поля и основных направлений повышения эффективности подразделений продаж и сервиса, анализ возможностей рынка.
- Оптимизация процессов маркетинга и продаж реализуемой предприятием продукции и услуг, перспективы увеличения объема продаж.
Методика проведения работы:
- Общий анализ рынка
- Анализ общего состояния предприятия.
- Анализ организационной структуры предприятия, должностных обязанностей сотрудников, уровень и состояние функциональных взаимосвязей внутри предприятия, взаимодействие между основными структурными подразделениями предприятия.
- Определение соответствия организационной структуры предприятия поставленным перед ней задачам.
- Анализ и оценка выполнения структурными подразделениями предприятия планов и , поставленных перед ними руководством.
- Анализ планирования продаж, контроля и отчетности продаж.
- Анализ критериев оценки эффективности работы.
- Оценка уровня стратегического и оперативного планирования работы предприятия.
- Анализ организации информационного обеспечения работы предприятия
- Анализ и оценка организации процесса продаж.
- Оценка эффективности работы службы маркетинга и продаж.
- Оценка потенциала предприятия.
- Определение перспектив увеличения объема продаж за счет повышения эффективности работы предприятия.
- Оценка позиционирования предприятия на целевых рынках.
- Оценка товаров и услуг, реализуемых предприятием, соответствия их потребностям рынка, позиционирование товаров.
- Анализ системы ценообразования.
- Анализ и оценка мероприятий по продвижению продукции:
- Анализ методов формирования маркетингового бюджета и бюджета продаж, и оценка их эффективности.
- Оценка организации службы сервиса и логистики.
- Анализ организации взаимодействия службы сервиса и логистики со службой маркетинга и продаж.
- Структура основных проблем предприятия.
- Оценка текущего состояния предприятия.
- Определение основных направлений работы по повышению эффективности предприятия.
Формы работы:
- Изучение документов и материалов предприятия и структурных подразделений .
- Изучение документов и материалов маркетинговых исследований рынка.
- Опрос руководителей предприятия.
- Опрос руководителей и сотрудников структурных подразделений предприятия.
- Опрос клиентов предприятия (по необходимости).
Примерный перечень документов для изучения при проведении работы:
Общая документация предприятия:
- организационная структура предприятия
- положение об отделах продаж, сервиса и т.д.
- должностные обязанности сотрудников
- стандарты организации работы и функциональные взаимосвязи подразделений внутри службы продаж и с другими структурными подразделениями предприятия
- отчеты о продажах
- планы продаж
- стратегия развития предприятия
- бизнес-планы освоения новых продуктов и рынков
- документация службы продаж
- материалы маркетинговых исследований
- аналитические материалы о состоянии рынка
- рекламные материалы
- анализ финансовой деятельности предприятия
Документация маркетинга.
- Учет поступающих заявок.
- Контроль и учет выполнения поступающих заявок и договоров.
- Приказы, распоряжения и служебные записки в подразделения предприятия по поступающим заявкам и работе с договорами на поставку и реализацию продукции.
- Статистические отчеты.
- Задания на поставку продукции.
- Анализ реализации продукции.
Документация продаж.
- Аналитические обзоры, справки.
- Предложения по участию предприятия в выставочных мероприятиях
- Предложения по поставкам новых видов продукции.
- Технико-экономические обоснования предлагаемых мероприятий по развитию
- Предложения по формированию стратегии предприятия
- Информация о конкурентах, перспективных сегментах рынка сбыта, предложения по разработке новых видов продукции
- Анализ и предложения по рекламациям
- Предложения по улучшению характеристик реализуемой продукции, расширения диапазона ее применения, разработанные на основе маркетинговых исследований
- Предложения по снятию с продажи устаревших продуктов.
- Адреса потенциальных клиентов
- Рекламные материалы
- Договора, протоколы, соглашения по вопросам маркетинговых исследований и предоставления информации.
Основные выводы, формируемые по результатам работы:
- Оценка текущего состояние предприятия
- Характеристика и направление развития рынка предприятия
- Основные факторы, способствующие развитию предприятия
- Перспективы развития предприятия на 1-3 года.
- Определение расчетного объема продаж, достигаемого предприятием в результате реализации планируемых мероприятий.
II этап
Разработка плана мероприятий по формированию и постановке эффективной системы управления и продаж на предприятии.
Цель работы:
Определение комплекса мероприятий по формированию и постановке эффективной системы управления и продаж на предприятии.
Поставленная задача:
- Разработать систему эффективной организации управления, продаж и сервиса на предприятии.
- Разработать систему взаимодействия предприятия с внешней средой.
- Осуществить планирование деятельности предприятия.
Методика работы:
- Постановка целей предприятия в области управления, маркетинга, продаж и сервиса
- Разработка и выбор маркетинговых стратегий предприятия
- Разработка плана реализации маркетинговых стратегий предприятия
- Определение бюджета затрат на организацию эффективной системы маркетинга, продаж и закупок.
- Разработка оптимальных моделей организации основных бизнес - процессов маркетинга, продаж и сервиса.
- Разработка маркетинговой информационной системы предприятия
- Определение оптимальной организационной структуры подразделений продаж и сервиса, функциональных взаимосвязей внутри подразделений и между подразделениями.
- Разработка системы планирования и контроля продаж и сервиса.
- Определение требований к уровню квалификации персонала службы продаж
- Определение расчетного объема продаж, достигаемого предприятием в результате реализации проведенных мероприятий.
Основные предложения, формируемые по результатам II этапа.
- Миссия предприятия
- Перечень стратегических целей и целей в области продаж
- Общий стратегический план предприятия
- Оценка и прогноз реализации стратегии
- План мероприятий по реализации стратегии
- План мероприятий по оптимизации системы продаж предприятия
- План мероприятий по подготовке персонала службы продаж
- Прогноз и план продаж
- Система маркетинговых мероприятий по поддержке реализации стратегии предприятия.
III этап
Мониторинг и консультирование процесса создания активной распределительной сети компании на федеральном уровне (по отдельному плану). Решение о продолжении работы и стоимость работы будет определена после окончания второго этапа программы.
Главный косультант проекта: Бакалинский Игорь.