Спросите у ваших финансистов – что такое финансовый менеджмент? В лучшем случае получите ответ, что это «управление финансами» – перестановку слов и перевод на русский язык слова «менеджмент». В худшем случае после получения ответа станет еще более непонятно. Так что же такое финансовый менеджмент, когда и зачем он нужен управленцам?
Финансовый менеджмент в широком смысле − это управление финансовой функцией организации: финансовый учет, управленческий учет, казначейство. Его основная цель – предоставить необходимую и достаточную информацию для принятия решений всем заинтересованным лицам (акционерам, инвесторам, банкам, менеджерам). Чем выше уровень менеджера, тем более он зависим от данной информации, так как между ним и операционными процессами существуют промежуточные слои управления. Это «посредники», которые (осознанно или нет) искажают проходящую через них информацию. Следовательно, понимание менеджером моделей учета должно расти с добавлением каждого уровня управления подчиненными. Чем выше уровень менеджера, тем больше он оперирует категориями финансового менеджмента, а не маркетинга, производства и пр.
Финансовый менеджмент в узком смысле − управление деньгами (казначейство): планирование денежных потоков, определение кассовых разрывов, принятие решений о заимствованиях и размещениях, проведение платежей и учет денежных средств. Это «обычная» управленческая работа одним из активов компании.
С какими проблемами обычно сталкиваются нефинансисты при изучении финансового менеджмента?
- Сложность изучения системы на первоначальных этапах, большое количество неструктурированной, противоречивой информации об объекте изучения. Но если «прорваться» сквозь этот первый этап, то дальше проблем с самостоятельным изучением не возникает.
- Отсутствие необходимой литературы, позволяющей посмотреть на финансы глазами менеджера, увидеть набор необходимых для работы инструментов.
- Большинство тренингов по финансам создается и проводится финансистами, которые опять же воспринимают финансы как искусство, «высшую деятельность организации», а не комплекс полезных для менеджера инструментов.
В рамках этого семинара-практикума мы посмотрим на финансовый менеджмент системно и получим ответы на следующие вопросы:
- Что такое финансовый менеджмент? Из чего он состоит? Как это все работает и взаимодействует?
- Чем финансовый учет отличается от управленческого учета? Что это означает для менеджера?
- Как измеряется в учете эффективность деятельности управляемых систем?
- Какие цели приоритетны для компании − финансовые, производственные или маркетинговые?
- Кто же такие финансисты – контролеры или помощники менеджеров?
- Какие инструменты помогают найти самое эффективное управленческое решение (краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное)?
- Как финансовый менеджмент помогает спрогнозировать результат деятельности компании, бизнес-направления?
- Какие финансовые инструменты менеджеры должны уметь применять и в какой ситуации?
- Когда финансисты могут помочь менеджерам, а когда − нет?
- Почему в проблемах учета очень часто виноваты сами менеджеры?
- Как правильно общаться с финансистами: формировать запросы, интерпретировать полученную учетную информацию?
- Как обосновывать свои управленческие решения для вышестоящих органов управления?
- Как сделать так, чтобы учетные системы помогали вам, а не мешали?
- Как строить эффективные системы планирования контроля и учета?
- Как провести анализ имеющихся данных для того, чтобы разобраться с причинами сложившейся ситуации?
- Как создавать эффективные системы учета и автоматизировать их?
Для кого?
Эта программа для тех, кто хочет разобраться в финансах, структурировать свои знания, повысить управленческую эффективность.
- Для собственников и руководителей компании. Вы научитесь правильно ставить цели бизнесу, финансовым службам, повысите свою управленческую квалификацию, сможете использовать инструменты финансового менеджмента.
- Для менеджеров компании. Вы научитесь использовать инструменты финансового менеджмента для планирования и контроля деятельности своих подчиненных, их мотивации, разовьете необходимые навыки для эффективного взаимодействия с финансистами и вышестоящими органами управления.
- Для начинающих и не только финансистов. Вы структурируете свои знания, посмотрите на финансовый менеджмент глазами управленцев и поймете, как можно стать для них более полезными.
В чем отличия от других программ?
- Предлагаемые инструменты неоднократно и успешно применялись автором при создании учетных систем.
- Своевременное и качественное использование инструментов системного анализа существенно повышает эффективность обучения.
- Пожалуй, это единственная программа, где на финансы смотрят глазами менеджера, а не финансиста.
Формат
Это идеальный гибрид теории с практикой. Обучение в форме живого, интерактивного общения с примерами из опыта эксперта, что существенно облегчает усвоение сложного и объемного материала.
Программа семинара
День 1
Определимся с основными понятиями и обозначим место финансового менеджмента в организации
- Зачем существует бизнес? Какова его главная цель? Как финансовый менеджмент помогает ответить на данный вопрос?
- Как глобальная цель бизнеса должна декомпозироваться до целей конкретных бизнес-единиц, подразделений, процессов, проектов? Роль финансового менеджмента в данном вопросе.
- Что такое операционная, инвестиционная и финансовая деятельность организации? Как они увязаны между собой?
- Из чего состоит финансовый менеджмент? В чем основные отличия между финансовым и управленческим учетом?
- Как элементы финансового менеджмента позволяют измерять эффективность деятельности организации, подразделения, бизнес-процесса, проекта?
- Где границы полномочий и ответственности финансистов, а где − менеджеров?
- Роль менеджеров в учете. Менеджеры − это пользователи или поставщики систем учета?
- Измерение результативности и эффективности финансового менеджмента и работы финансистов.
Для того чтобы успешно применять инструменты финансового менеджмента, разберемся с его основополагающими учетными принципами
- Как учетные принципы упрощают учет, но при этом искажают реальную информацию?
- Какие аспекты деятельности организации не отражаются в учете?
- Зачем в учете считается, что предприятие «бессмертно»?
- Определение учетных границ организации. Персонал входит в учетный контур или нет?
- Почему в учете мы не видим реальной стоимости активов? И как это преодолевается?
- Почему «финансист» синоним слова «пессимист»?
- Можно ли увидеть в финансовом учете отражение будущего?
- Почему прибыль не равна увеличению количества денежных средств?
- Какие существуют варианты расчета доходов и прибыли, чем они отличаются?
- Почему в реальности мы тратим ресурсы и деньги в одном периоде, а учитывать можем в другом?
- Зачем в учете каждая операция отражается дважды (Дебет/Кредит)?
Рассмотрим более детально финансовый учет и его основные документы
- Стандарт ведения учета. Чем отличаются РСБУ от МСФО? Зачет нужен каждый из них?
- Учетная политика – зачем нужен данный документ?
- Кто такие аудиторы и за что они получают деньги?
- К каким источникам информации необходимо обращаться, если вам что-то непонятно в отчетности?
- Отчет о Движении денежных средств – инструмент контроля самого высоколиквидного актива компании. Два метода формирования отчета: прямой и косвенный. Чем они отличаются? Как и когда менеджеры могут использовать каждый из них?
- Отчет о прибылях и убытках − инструмент отражения реальной результативности и эффективности периода.
- Многообразие вариантов расчета прибылей: валовая, маржинальная, операционная, EBITDA, OIBDA, EBIT, EBT, чистая, нераспределенная. Зачем они все нужны? Когда и как ими правильно пользоваться?
- Баланс – ответ на вопрос, где мы находимся в данный момент, каковы наши ресурсы и обязательства?
- Чистые активы. Оборотный капитал – что это такое и как с ним «бороться»?
- Анализ баланса. Как выгодней работать – со своими деньгами или заемными?
Практика. Отражение хозяйственных операций в финансовом учете. Формирование отчетных документов за период.
Ценность основных документов финансового менеджмента – информация, на основании которой можно провести анализ деятельности, выявить причины проблем организации. Разберемся с основными инструментами и методами анализа финансовой отчетности
- Привязка к основной цели бизнеса. Пирамида Дюпона.
- «Готовые» наборы показателей для финансового анализа − применяем с умом.
- Варианты финансового анализа. С чем можно сравнивать полученные результаты?
- Дебиторская задолженность уменьшилась – это хорошо или плохо? Рекомендации по применению показателей.
Практика. Анализ финансовой отчетности.
День 2
Теперь перейдем к управленческому учету, информационному базису принятия управленческих решений
- Издержки, затраты, расходы – в чем разница, когда и насколько это важно для менеджера?
- Классификация затрат. К чему могут привести ошибки при классификации затрат? Как правильно провести классификацию затрат на прямые и косвенные, постоянные и переменные?
- Инструменты операционного анализа и их использование для принятия управленческих решений: маржинальная прибыль, CVP-анализ, точка безубыточности, операционный рычаг.
Практика. Классификация затрат, применение инструментов операционного анализа для принятия управленческих решений.
- Основные подсистемы управленческого учета: учет по центрам финансовой ответственности, учет полной себестоимости и учет дифференцированных расходов. Какой управленческий учет должен быть конкретно у вашей организации?
- Учет по центрам финансовой ответственности (бюджетирование) – инструмент функционального управления.
- Какие бывают центры финансовой ответственности (ЦФО)? Как определить тип ЦФО? Как будут принимать участие в бюджетировании подразделения, которые не являются ЦФО?
- Финансовая структура – что это такое, как она связана с организационной структурой? Как глубоко надо декомпозировать финансовую структуру?
- Формы бюджетов. Какие статьи должны быть в бюджете конкретного ЦФО, а какие − нет? Как обеспечить соответствие границ полномочий и ответственности руководителя ЦФО? Если информационный отдел закупает компьютеры для всех подразделений централизованно, то у кого в бюджете должны быть данные затраты?
- Процесс бюджетирования. Как управлять процессом бюджетирования? Что такое гибкое бюджетирование? Как определить требуемый минимальный и максимальный горизонт бюджетирования? Какие бюджеты вам необходимы, а без каких можно и обойтись? Как должна происходить корректировка бюджета? Специфика построения системы бюджетирования проектной организации. Как обеспечить качественный план-факт анализ отклонений?
- Внедрение бюджетирования: основные этапы, управление проектом. Как и какую систему выбрать для автоматизации бюджетирования? Как можно существенно сэкономить на внедрении?
Практика. Разработка формы бюджета подразделения.
- Учет полной себестоимости – инструмент процессного управления.
- Согласование систем учета себестоимости и бюджетирования (ЦФО) по источникам данных.
- Почему надо четко отделять учет себестоимости от бюджетирования (ЦФО)? Что бывает, если этого не сделать?
- Основные варианты учета себестоимости: метод включения полных затрат и переменных затрат. Плюсы и минусы каждого варианта расчета, границы применения. Какой из полученных вариантов расчета себестоимости более правильный?
- Метод учета себестоимости – АВС. Когда он реально требуется, а когда затраты на его внедрение не оправданы?
- Нормативный метод учета себестоимости. Когда без него не обойтись?
Практика. Расчет себестоимости различными методами, анализ полученной информации.
- Учет дифференцированных затрат – инструмент проектного управления.
- Релевантные затраты. Как понять, какая информация влияет на принятие решения, а какая − нет?
- Принятие краткосрочных решений. Учимся правильно отвечать на вопросы:
- Выгодно ли нам данное направление, филиал, ассортимент?
- Ниже какой цены нельзя продавать продукцию, услуги?
- Производить данный продукт, услугу самим или закупать на стороне?
- Продать сезонный товар сегодня с большой скидкой или пусть пока полежит?
- Принятие долгосрочных решений. Как правильно оценить привлекательность инвестиционного проекта? Какой метод использовать для оценки инвестиционного проекта (NPV, IRR, …)? Как оценить стоимость капитала? Когда надо отказаться от инвестиций, а когда стоит собрать дополнительную информацию и еще раз подумать?
Практика. Анализ вариантов управленческих решений, выбор оптимальных.
Применим все полученные знания для ситуаций слушателей
Практика. Разработка системы управленческого учета для бизнес-направления, подразделения, бизнес-процесса, филиала, проекта, сотрудника (исходя из потребностей слушателей).