Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.
Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.
Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (СДО) СОСТОИТ ИЗ ДВУХ БОЛЬШИХ ЧАСТЕЙ - "ОБОЛОЧКА" И "КОНТЕНТ"
Оболочка - это специально разработанное программное обеспечение, позволяющее обеспечивать доступ к учебным курсам ("контенту") обучаемым через Интернет или локальную сеть, отслеживать процесс и результаты обучения, создавать и редактировать учебные курсы и т.д. Обычно такое программное обеспечение позволяет: вести учет обучаемых, отслеживать процесс и результаты обучения, назначать индивидуальные учебные планы и групповые занятия, формировать при помощи специальных конструкторов новые учебные курсы, используя различные элементы (видео, графику, анимацию), проводить тестирование и экзамены, создавать и хранить свою собственную корпоративную библиотеку или базу знаний. Большой ценностью специализированного программного обеспечения является заложенный в него системный подход и "прозрачность" процессов. Эти программы называются Learning Management System (LMS). Сейчас на российском рынке представлено около десяти LMS российских и зарубежных производителей, значительно отличающихся ценой и функционалом.
Контент - набор учебных курсов, содержащих в себе информацию, иллюстрации, упражнения и тесты. Фактически, LMS можно сравнить со стеллажом, а контент с книгами в библиотеке. Важно отметить, что с развитием мультимедийных технологий учебные курсы становятся все более интересными. Сейчас это не просто текст на экране компьютера, так называемые электронные книги, это аналог CBT (Computer Based Training), передающийся через Интернет. Текст, часто дублируемый голосом диктора, сопровождается разнообразными иллюстрациями - видеофрагментами, анимацией, рисунками, слайдами, таблицами. Упражнения могут быть реализованы как в игровой форме, так и в виде симуляций, полностью имитирующих производственный процесс. Даже тесты не похожи на привычный всем выбор одного правильного ответа из четырех - в них используются кейсы, ролевые игры, симуляции и прочее. В России пока еще очень немного компаний, специализирующихся на создании учебных курсов, поэтому готовых русскоязычных программ едва ли наберется более сотни, зато велик выбор англоязычных программ, представленных дилерами крупнейших американских производителей. Например, лидер среди производителей учебных курсов по бизнес-тематике, компания SkillSoft располагает библиотекой, насчитывающей более 3000 наименований.
Таким образом, современные СДО могут с успехом заменить привычные нам аудиторные занятия, не уступая им в качестве информации и в увлекательности процесса обучения. Единственное, чего не хватает обучающимся - "живого" контакта с преподавателем и с коллегами. Многочисленные попытки заменить живое общение форумами, чатами, видеоконференциями и перепиской пока не привели к успеху. Еще одно слабое место в дистанционном обучении - сложность усвоения мануальных навыков. Можно показать рабочему, как правильно работать на токарном станке, он может правильно ответить на все теоретические вопросы, но компьютер никогда не сможет ему сказать: "Парень, ну как ты взял заготовку! Я же тебе показывал - большой палец сюда, а указательный - сюда!" Однако для человека, владеющего базовыми навыками работы, иногда достаточно только увидеть новый прием, чтобы его освоить. Именно поэтому сейчас активно развивается телемедицина - известнейшие хирурги проводят операции, транслируемые через Интернет в разные страны мира, и их коллеги, следя за манипуляциями и объяснениями "гуру", осваивают новые для себя навыки.
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ПЛЮСАХ ВНЕДРЕНИЯ СДО В КОМПАНИИ, ТО ОНИ ОЧЕВИДНЫ
1. Значительное снижение затрат на обучение персонала по сравнению с аудиторными занятиями, ведь учебный курс разрабатывается или покупается один раз, а использовать его могут тысячи сотрудников причем не один год.
2. Единый стандарт знаний для сотрудников.
Пройдя обучение по стандартной, единой для всех программе, сотрудники получают возможность говорить "на одном языке". Исчезают разные толкования одних и тех же терминов и люди лучше понимают друг друга. Кроме того, тесты, предназначенные для контроля усвоения знаний, могут использоваться и при аттестации сотрудников, что упрощает и облегчает эту процедуру.
3. Экономия времени, потраченного на обучение. Осваивать знания через СДО можно без отрыва от производства, точнее от рабочего места. Сейчас, когда офисные работники повсеместно имеют персональные компьютеры, компании, внедрившие СДО, разрешают использовать от одного до пяти часов рабочего времени в неделю для обучения.
4. Эффективный контроль хода и результатов обучения. Автоматизация этого процесса позволяет отказаться от специально организованных контрольных мероприятий, что создает дополнительную экономию времени и денег. Причем процесс контроля происходит в реальном времени и человек, ответственный за обучение, может своевременно предпринимать какие-либо действия, чтобы улучшить ситуацию.
5. Массовость обучения в короткие сроки.
Особенно важен этот эффект для компаний, имеющих большое количество удаленных друг от друга филиалов, так как экономия на командировочных расходах для них весьма ощутима. СДО дает возможность пройти обучение даже тем сотрудникам, на обучение которых компании часто жалеют тратить деньги.
Для того, чтобы внедрить работающую СДО, необходимо, чтобы у организации уже был опыт разработки и функционирования собственной корпоративной системы обучения персонала. Часто, принимая решение о создании корпоративной СДО, топ-менеджмент задумывается только о выборе LMS, уделяя большое внимание функциональным и техническим особенностям. Но установить оболочку мало - ее надо наполнить содержанием. Некоторые компании пытаются создавать контент своими силами, привлекая опытных сотрудников, внутрифирменных тренеров. Другой способ пополнения контента - покупка готовых курсов или размещение заказа на их разработку в специализированных компаниях. Так как выбор готовых русскоязычных курсов, интегрируемых в LMS, пока не велик, чаще всего приходится заказывать разработку уникальных учебных программ. По времени эта работа может занять 3-6 месяцев и обойтись компании в 10-30 тыс. долларов за 1 курс.
На российском рынке в настоящее время широко представлены американские дистанционные курсы, которые, однако, необходимо адаптировать, т.е. фактически переделывать заново, переводя на русский язык и учитывая отечественную специфику. Российских разработчиков дистанционных курсов пока немного, среди них выделяются компании CSS и Web soft, предлагающие готовые курсы. Оригинальные и очень качественные как по содержанию, так и по техническому исполнению мультимедийные тренинги выпускает минская компания МедиуМ. В качестве примера можно также привести мультимедийную обучающую программу "Портфель Директора" московской компании SRC Consulting Group. Программа представляет собой интерактивный самоучитель по основным бизнес-дисциплинам, адресованный менеджерам высшего и среднего звена. Программа создана на основе курса Executive MBA и предназначена для компаний с большим количеством топ-менеджеров и линейных руководителей, знания которых в области менеджмента необходимо привести к единому корпоративному стандарту. В курсе программы освещаются ключевые вопросы управления, распределенные по четырем модулям: стратегический менеджмент, маркетинг, финансовый менеджмент и управление персоналом. Каждый модуль программы включает в себя видеолекции, их конспекты, интерактивные тесты, рабочую тетрадь, глоссарий, библиографию и приложения.
При работе с мультимедиа-тренингом человека захватывает сам процесс обучения: игровые соревновательные модели стимулируют обучающихся показывать все более высокие результаты. Стилизация интерфейса мультимедийного тренинга делает обучение не только полезным, но и очень увлекательным процессом. Обучаемые сами начинают стремиться к учебе, обсуждению результатов, способам прохождения и хитростям. В коллективе появляется азарт, соревновательность, что помогает лучше усваивать материал. Кроме того, что тоже немаловажно, каждый этап тренинга завершается тестовым заданием, что позволяет руководителю проверить, насколько хорошо усвоен материал.
Несмотря на все перечисленные преимущества, сейчас в России СДО внедрили единицы компаний. Пока эта форма обучения доступна только крупнейшим корпорациям: "Русский Алюминий", "Вымпелком", "ЮКОС", "Северсталь", "Вимм-Билль-Данн". Очевидно, что именно неготовность компаний к масштабным инвестициям времени и финансовых ресурсов является основным препятствием на пути развития корпоративного дистанционного обучения в России. Однако, скорее всего, это вопрос времени.